Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР, Профессор, доктор искусствоведения Василий Осипович Топорков | ||
Имена | (5.3.1889, Петербург — 25.8.1970, Москва) Актер, педагог, режиссер. Народный артист СССР (1948). Окончил в 1909 г. Петербургское императорское театральное училище (ученик В. Н. Давыдова). Играл в театре Литературно-художественного общества; в 1919-1927 гг. — актер Театра б.Корш на характерные и комические роли (Труффальдино в «Слуге двух господ», Грумио в «Укрощении строптивой», капитан Кристоферсен в «Анне Кристи» О'Нила, Михель в «Эугене несчастном» Толлера). Критика выделяла его, даже когда он играл роли второпланные или выступал в пустых поделках. В 1927 г. он перешел в МХАТ. За ним надолго закрепились роли, которые он в свои первые сезоны получил как вводы, — Епиходов в «Вишневом саде», Мышлаевский в «Днях Турбиных». Он на редкость точно улавливал жанр и стиль спектаклей, играя продавца воздушных шаров в «Трех толстяках»(1930) и Сэма Уэллера в «Пиквикском клубе» (1934). Немирович-Данченко восхищался его мастерством характерности в роли Павлина из «Егора Булычева» (1934): «Представьте себе вместо щуплого Топоркова жирного, сочного, мрачного, в шелковой лиловой рясе с наперсным крестом — большой боров, с темными бровями, в очках, — громогласного, зычного, яркочерносотенствующего служителя храма. Играл он великолепно». Пройдя под руководством Станиславского две роли (кассир Ваничка в «Растратчиках» Катаева, 1928, и Чичиков в «Мертвых душах» по Гоголю, 1932), Топорков стал адептом его учения. Ему особенно удавались роли людей, одержимых своей идеей, все равно — истинной или ложной. Желанная, неизменная цель маячила перед разнообразно приспосабливающимся к собеседникам покупателем «мертвых душ»; жил жаждой служения великому святому ослепленный Оргон в «Тартюфе» (1939); знал одну свою работу, знать не желал ничего другого, ничего не видел вокруг, не чуял опасности чудак-геолог Морис («Глубокая разведка» Крона, 1943); в силу своей истинно научной убежденности доходил до геркулесовых столпов глупости профессор-спирит Кругосветлов («Плоды просвещения» Толстого, 1951). И в этих ролях, и в роли жалкого приживала Дергачева в «Последней жертве» Островского (1944), и в роли сыщика Биткова, истомленного непонятными ему и пленившими его строками поэта, за которым он приставлен шпионить («Последние дни» Булгакова, 1943), Топорков представал мастером школы Станиславского. В перечне его ролей, сыгранных в Художественном театре, также предисполкома Берест, «Платон Кречет»,1935 (в постановках других пьес Корнейчука сыграл Хрипуна, «Фронт», 1942, и Мака, «Над Днепром», 1961), Антонов, «Земля» (1937), Илья Головин в одноименном спектакле (1949), Лемм, «Дворянское гнездо» (1957), Эзоп, «Лиса и виноград» Фигейредо (1958), Семен Семенович в новой постановке «Бронепоезда 14-69» (1963), Добчинский в «Ревизоре» (1967), сторож Максим в новой постановке «Дней Турбиных» (1968), профессор, «Соловьиная ночь» (1969) и др. Поздние открытия учителя (метод психофизических действий) Топорков пропагандировал и в режиссуре (вместе с Кедровым завершил постановку «Тартюфа», с ним же ставил «Лес», 1948, в котором сыграл Аркашку), и в педагогической практике (с 1948 преподавал в Школе-студии), и в статьях и беседах. Ему принадлежит полудокументальная, полумемуарная содержательная книга «Станиславский на репетиции». И. Соловьёва Пресса Аккумулятор жизнелюбия. К 135-летию со дня рождения Василия Топоркова, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 17.03.2024 Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021 Топорков Василий. 120 лет со дня рождения, телеканал «Культура», 16.03.2009 Василий Топорков. Творческий портрет, Старое радио К. С. Станиславский. Читают О. Л. Книппер Чехова, В. О. Топорков, Е. А. Хромова. 1957, Старое радио Вечер воспоминаний о М. Булгакове. Выступление Нар.артита СССР В. Топоркова, Театрология. Старое радио |