Имена

Михаил Трухин: «Выстрелы „Авроры“ звучат сначала в Питере, а потом по всей стране»

Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
В уходящем сезоне актер Михаил Трухин сыграл сразу в двух спектаклях по Булгакову. После Коровьева в «Мастере и Маргарите» он получил приглашение от Кирилла Серебренникова исполнить роль авантюриста Аметистова в «Зойкиной квартире» (премьера спектакля состоится в сентябре). О новой постановке МХТ им. Чехова актер рассказал «Неделе».

- Как складывались отношения с Кириллом Серебренниковым во время работы над «Зойкиной квартирой»?

 — Было интересно. Кирилл — человек с неожиданным и нестандартным мышлением. Он конечно же шаманит и тем привлекателен. Ближе к концу репетиционного процесса меня убивало его железобетонное спокойствие. Мы были на грани, казалось, что ничего не получается. Глядя на Кирилла, складывалось ощущение, что человек живет где-то не здесь. По итогу его спокойствие оказалось оправданным. Все, что он не успевал, он сделал. Когда? По ночам? Не понимаю. Он - настоящий профессионал.

- Что трудней всего дается в «Зойкиной квартире»?

 — Буффонадная и гротесковая природа спектакля требует воздуха. Нужно изначально поймать импровизационное настроение, в противном случае он превращается в плоскую музыкальную историю с театральными пошлостями. Здесь важно по-цирковому существовать.

- В некотором роде вы можете считать себя специалистом по Булгакову, вторую премьеру выпускаете: сейчас — Аметистов, до этого Коровьев в «Мастере и Маргарите»?

 — Совершенно очевидно, что Коровьев вырос из Аметистова, Аметистов вырос из Хлестакова, а дальше его тему подхватили создатели Остапа Бендера, Ильф и Петров. И очень много параллелей у «Зойкиной квартиры» с «Нехорошей квартирой».
Кстати, абсолютно булгаковская история произошла на одном из прогонов. К нам пришла Ксения Собчак, посмотрела спектакль, где, как вы помните, в финале происходит обыск. На следующий день она оказалась в такой же ситуации. Круги сужаются — и литературные, и жизненные.

- Когда одному актеру предложили играть после Евгения Миронова в спектакле «№ 13», он отказался, сказав, что это самоубийство. Вы не боялись после Миронова браться за Лопахина в спектакле Някрошюса «Вишневый сад»?

 — Я не люблю за кем-то доигрывать, люблю сочинять спектакль сам. Но здесь мне было важно познакомиться с Някрошюсом. Надо сказать, что Женя Миронов меня не бросил. Он привез заветную тетрадочку, которую вел во время репетиций, и она мне очень помогла. Крайне сложный рисунок у постановки, зоны пауз и тональности в разных кусках. Как в оркестре, нужно попасть в ноту. Не попадаешь — всё сыпется.

- Как происходил ввод в такой сложный 5-часовой спектакль?

 — Это был ад. Потому что большую часть работы я делал один, но это закалило меня. Вводился по видео, потом съездил на четыре дня в Вильнюс, к Эймунтасу. Он дал мне в помощь четырех литовских артистов, которые ни слова по-русски не знали. «Они будут помогать тебе, они будут ходить», — сказал он. «Походил» я с литовцами, а потом плюнул и сказал: «Давайте я сыграю вам прогон по сквозному действию прямо завтра». Эймунтас удивился, но согласился. А накануне пригласил меня к себе в гости и угостил каким-то чудо-самогоном.
На следующий день я сыграл ему прогон, и мы расстались до Рима, где собрали «Вишневый сад» целиком. Два своих дебютных спектакля я сыграл в Риме, в прекрасном старом оперном театре. Нас не отпускали минут 20, зал стоя аплодировал, и ни один человек не ушел.

- Какие воспоминания остались от общения с Някрошюсом? Он славится своей немногословностью.

 — В Риме можно было курить в гостинице только на крыше. В 8 утра я поднимался учить текст и встречал там Эймунтаса. Он ходил, как тигр в клетке. Неподалеку стояли чашка с кофе и пепельница, полная окурков. Здороваться с ним было бесполезно. Он никого не видел и не слышал.

- Вы довольны переездом в Москву?

 — Доволен бывает только овощ. По сути я по-прежнему живу в поезде. Бываю в Питере раз пять в месяц — продолжаю сниматься в «саге» («Улица разбитых фонарей». — «Неделя»). В Москве я живу за городом, поэтому ощущение от столицы для меня связано с количеством мигалок, которые я вижу, когда возвращаюсь из театра.

- Считается, что в Петербурге творческому человеку сложнее состояться, особенно сегодня. Вы согласны с этим?

 — Так всегда было. Когда мы закончили институт, пытались общими силами организовать театр в здании ДК, на месте которого сейчас строят Мариинку-2, но нас оттуда благополучно выгнали. Следующий курс, тоже очень хороший, организовал театр, который городом был не принят.
Из Петербурга уезжают вовсе не потому, что хотят жить в столице. Просто в городе на Неве не задумываются о необходимости возникновения новых театральных организмов. Но списывается все на загадочный питерский менталитет, на 99-процентную влажность воздуха. На самом деле влажность в мозгах у тех, кто управляет культурой в этом городе.

- Вспоминается недавний скандал с режиссером Юрием Бутусовым, которого власти хотели отстранить от роли худрука за то, что он много ставит в других театрах.

 — Это была первая ласточка. Уверен, нам предстоит еще расхлебывать подобные истории в полной мере. Почему-то выстрелы «Авроры» звучат сначала в Питере, а потом по всей стране.

 — Многие люди были благодарны вам за письмо к Валентине Матвиенко, в котором вы просили бывшего мэра убрать город от снега. С негативной реакцией на ваш поступок пришлось столкнуться?

 — Не могу сказать, что я как-то пострадал, я не узник совести. Просто есть вещи, о которых молчать нельзя. Меня немножко насторожила реакция некоторых моих знакомых, которые спрашивали: «А ты один это сделал?». Подразумевая, видимо, что кто-то мне за это заплатил. Такая постановка вопроса меня огорчила. Очевидно, мы запуганы, несвободны, мы еще где-то там, в брежневских временах. Я думал, что мы от этой шелухи уже очистились, оказалось — нет.
Пресса
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019
В кирзачах и тельняшке, Елена Крымская, Вечерняя Москва, 22.03.2017
От простого опера до Принца Датского, Александр Малюгин, Аргументы недели, 2.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Михаил Трухин в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 11.05.2014
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005