Имена

Маэстро играет на волне

Алла Алешина, Новая газета, 26.04.2007
На радио «Культура» громкая премьера — гоголевский «Ревизор» в интерпретации Сергея Юрского. А в послужном списке всеми любимого народного артиста СССР к многочисленным его профессиям и занятиям — актер, режиссер, чтец, писатель, поэт, переводчик — добавилась еще одна — режиссер радиотеатра.

Сотрудничество Сергея Юрского с радио «Культура» началось пару лет назад. Актер записал моноспектакль по рассказу Власа Дорошевича «В Татьянин день», который имел большой успех у слушателей.

Юрский-чтец — явление уникальное. Он автор, постановщик и исполнитель пятнадцати литературных программ. Помню его вечер с рассказами Исаака Бабеля в Концертном зале имени Чайковского. Пустая сцена. Пара стульев. Стол. Микрофоны на журавлиных ногах. Вот и все декорации. Но актерский и режиссерский магнетизм Юрского таков, что буквально с первых минут у слушателя включается какое-то внутреннее видение. Юрский не читал, а правильнее сказать, толковал текст, выводя нас на новые виражи понимания авторских строк.

А потом искусство художественного чтения вдруг стало немодным. Не потому, что к нему пропал интерес у слушателей, а потому, что так решили продюсеры, руководители театрального дела. И теперь Юрского в Москве почти не услышишь. Чаще всего с моноспектаклями он выступает в Европе, где его боготворит русское зарубежье, или где-нибудь в Сибири — Юрского с распростертыми объятиями ждут и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске.

Восполнить пустующую нишу отчасти может возрождающийся радиотеатр. Всерьез им занимаются на двух государственных каналах — «Радио России» и радио «Культура», входящих нынче в единый холдинг ВГТРК. Их усилия не остались незамеченными. Кроме признательности слушателей, есть весомые свидетельства признания профессионалов — награды на международных и отечественных радийных конкурсах.

Юрский давно увлечен Гоголем. В свое время, еще в БДТ у Товстоногова, он сыграл в «Ревизоре» Осипа. А несколько лет назад в своей «АРТели АРТистов ХXI века» поставил «Игроков». И вот новое обращение к великому писателю. Почему именно «Ревизор»? По мнению Сергея Юрьевича, «это одна из лучших пьес мира. Я полагаю, что есть всего не более трех абсолютных комедий: „Фигаро“, „Тартюф“ и думаю, „Ревизор“. У Гоголя, и прежде всего в „Ревизоре“, есть русская психология, которая вечна». А еще есть «загадки текста, загадки ритмов, которые написаны, и тогда произнесение этого текста в 6-й, в 12-й, в 54-й, в 180-й раз несет в себе новизну. В этих ритмах заключена тайна — простые слова родного языка дают тебе новые ощущения, новые знания».

В радиопостановке все мужские роли отданы одному актеру — Сергею Юрскому. «В данном случае исполнение всех мужских ролей одним человеком — это есть не эгоизм мой, — признается Юрский, — а борьба с актерским эгоизмом, который растаскивает на мелкие тщеславия всякую пьесу. Когда играет много актеров, интонации разносятся: каждый хочет себя показать, и текст разрывается, рассыпается. В данном случае хотелось вернуть единство тексту Гоголя».

Женские роли режиссер Юрский доверил самым близким: Анну Андреевну играет народная артистка России Наталья Тенякова, а Марью Антоновну — Дарья Юрская.

Слушайте «Ревизор» на радио «Культура» c 23 по 28 апреля в 16 часов. Полную версию радиоспектакля можно будет услышать 29 апреля в 11.00.
Пресса
В Доме актёра прошёл вечер памяти Сергея Юрского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.03.2020
Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни, Павел Подкладов, Ревизор.ру, 16.03.2020
Маэстро играет на волне, Алла Алешина, Новая газета, 26.04.2007
Праздник театральности, Юрий Крохин, Известия, 24.04.2007
Как фантом всех одурачил, Юрий Крохин, Российская газета, 21.04.2007
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002