Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В Пространстве «Внутри» играют комедию в духе Тарантино: но без мочилова

Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.06.2024
«Надо что-то делать» — премьеру под таким названием представляет Пространство «Внутри», зажатое между Курской железной дорогой и Театром им. Гоголя. Одно название спектакля отсылает к роману советской школьной программы «Что делать?» Чернышевского. Ну или к чему-то глубинно социально-политическому, настраивая на дискуссионный лад. Однако ничего общего с этим и рядом не стояло. Абсурдистская комедия в постановке Павла Ващилина, артиста и режиссера МХТ им. Чехова, приобретает все больше поклонников. С подробностями из «Внутри» — обозреватель «МК».

Пока не начался спектакль, можно рассмотреть нехитрую декорацию: по центру у стены двуспальная кровать, слева — диван в кожаной обивке, столик, стулья, справа — радиола середины прошлого века — все такое бытовое, и оттого скучное. Первая мысль — привет от антрепризы с ее культом малобюджетных спектаклей.

Появляются двое (женщина в халате из темно-фиолетового велюра и мужчина в незапоминающейся одежде) — это супруги Люда и Глеб. И то, что они произносят в первые минуты, только подтверждает мои опасения насчёт антрепризного характера представляемого зрелища.

Люда: Ну и помойка. Дыра. Какой ужасный провинциальный номер. Из благ — кровать, диван, радиола, стол, стулья. Возможно, есть окно.
Глеб: А возможно, нет ничего. Только холод.
Люда: Ты уже не молод.
Глеб: Но и ты не молода.
Люда: Я старше.
Глеб: Во всем.
Люда: И всегда.
Глеб: Мы познакомились на курсах старых и новых знакомств. На тебе было фиолетовое пальто-платье.
Люда: Ты называл меня «девушка в сиреневом халате».
Глеб: За это я полюбил тебя.

«Девушка в сиреневом халате», за годы превратившаяся в знойную с аппетитными формами женщину, бросает в мужчину реплики, как дротики в мишень, с отчаянием проигрывающего игрока. Его же реакция, скорее привычно-равнодушная, и вызывает сомнение насчёт «полюбил» — так не любят. Во всяком случае на жалобы женщины, что у неё «с утра до ночи – работа: уборка, стирка да несвежая дешевая колбаса» — он без особых эмоций отвечает, мол, «она действительно много работает. Как начала работать после свадьбы, так и не может остановиться».

Время от времени просыпается радиола, по-своему реагируя на происходящее: то подмигнёт желтым светом ламп, то отзовётся шлягерами из прошлого века. Свет, поставленный Марией Белозерцевой, тоже ведет свою неслучайную игру.

Что же происходит в этом гостиничном номере, похожем, по словам героини, на дыру и помойку одновременно? Пока не совсем понятно, но режиссёр постепенно закручивает спираль действия, причём делает это настолько аккуратно, без резкого и грубого нажима, что зритель не заметит, как промахнет ту точку, когда агрессивно-вялая перебранка не про что и без особых выводов переходит в комедию — и зал начинает хохотать едва ли не на каждую реплику героев. И так до самого финала.

А персонажей уже четверо: к зрелой паре добавилась молодая — романтичная Соня и экстравагантный в поведении Алексей.

Соня: Вы стучали к нам в стену. Я сразу обрадовалась, что вы зовёте нас в гости. Я проходила курсы взаимного гостеприимства, поэтому в нас всегда виски. (Алексею.) Виски в тебе?
Алексей: Всегда.
Соня: Виски в тебе?
Алексей: Всегда.

У героев обычные славянские имена, а могли бы называться какими-нибудь Джонами, Глориями, Эльзами и Питерами. Но тут без разницы — где и когда люди запутались в своих отношениях, да и в самих себе. Где они ищут виноватых и на кого и зачем переводят стрелки? Комедия абсурда, сочиненная Иваном Андреевым (в МХТ идёт его пьеса «Боюсь стать Колей»), как нельзя лучше показывает саму абсурдность выяснения отношений — тут или плакать или смеяться. В Пространстве «Внутри» предпочитают последнее.

Ситуация в гостиничном номере временами напоминает чёрные комедии Тарантино, но без мочилова, зато в умении монтировать текст, состоящий из обычных фраз, монологов и диалогов классических пьес, в цитировании все ещё идущих в столице постановок. Бытовой текст в какой-то момент переходит в чеховский, и сразу из нескольких пьес.

Соня: Я стала мелочною, ничтожною…
Алексей: А я сразу понял, что вы мелочная и ничтожная, но красивая женщина, если говорить о волосах. Своего рода — отблеск.
Соня: Когда женщина не красива — ей всегда говорят, что у нее красивые глаза или волосы. Я не знаю, что я делаю, я не могу устоять, я не владею собой.

В компанию к «Чайке» и «Дяде Вани» затесался даже Фирс из «Вишневого сада» в исполнении юного Алексея, который повалился на пол с криками «Вот и жизнь прошла… как и не жил». Молодой, а уже «недотепа».

Человеческая комедия, разрабатываемся Антоном Павловичем в начале ХХ века, похоже, продолжается в ХХI и вряд ли когда-нибудь кончится. И в такой перекличке, в неразрешимости внутреннего конфликта во времени и в пространстве («внутри» ли, снаружи ли) усматривается сила постановки Ващилина с молодыми мхатовцами, которые собрались совсем не в антрепризной истории, имея в арсенале кровать, диван, пару стульев и радиолу.

Радиола, кстати, тоже действующее лицо, и как тут не вспомнить ещё одну весьма «живую» радиолу из спектакля «№ 13» — театрального хита с более чем 20-летним стажем. Но в данном случае она не плагиат, а стиль, который режиссёр строит на монтаже и цитатах разных жанров, произведений. Тут и драматический Чехов, и балетная «Жизель», шведская «АBBA» и «Ирония судьбы» — работа веселенькая, но тонкая и со смыслом.

Мысль вторая: играть сегодня комедию, и даже не комедию положений (все тот же «№ 13»), а абсурдистскую, как и играть водевиль — задача из сложнейших. У мхатовцев получилось лихо: Янина Колесниченко, Георгий Ковалев, Елизавета Орлова и Илья Козырев — каждый с чётким рисунком ролей на одном дыхании провели своих персонажей сквозь абсурд, не потеряв себя в непростом жанре и превратив неигровой по характеру текст в яркое остроумное действие. 

Финалу придан рождественский умиротворяющий характер — четверо за столом, радиола полноправно участвует лейтмотивом из «Иронии судьбы». Люда, которая все никак не может разобраться с мужем — кто он: мусор, помойное ведро или она его все-таки любит, — грустит вслух: «Ненавижу Новый год. Мы с мужем познакомились на Новый год. То был хороший год, не то что нынче. Мой муж раньше был хорошим, не то что теперь. Он дарил цветы, а я смеялась. Что-то сломалось, и теперь мне приходится быть терпимой. А я знаю, что ему тяжело. Но он любит меня превозмогая. Бедный мой мужчина. Как я его… ненавижу. Куда же он ушел… Неси свой крест. Ничто не ново под луной. Третьего не дано. Но ведь надо что-то делать». А ненавистный — ей в ответ: «Какая ясная, теплая, радостная, чистая жизнь, какие чувства — чувства, похожие на нежные, изящные цветы… И ничего не надо делать! И ничего не надо делать».

Оригинал статьи
Пресса
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
Документальная история: премьера спектакля «Речи немых» в МХТ, Яна Музыка, видеосюжет платформы «Смотрим», 27.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Видеозапись чтений «Театрального романа» на Красной площади, книжный фестиваль «Красная площадь», 5.06.2022
Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022
Неизвестная пьеса Булгакова предсказала мировую войну, Карина Липская, Московский комсомолец, 2.06.2021
«Адам и Ева» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 31.05.2021
Пессимистическая комедия, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 23.03.2021
Прямой эфир с Павлом Ващилиным, Светлана Бердичевская, Ticketland, 3.03.2021
Как страшный сон…, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020
В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 2. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Круг чтения», вечер современной прозы. Часть 1. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
«Мы все короли». Павел Ващилин в диалоге со зрителями, Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow, 17.07.2019
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
В Белгороде открылся фестиваль «Борислав Струлев и друзья», Анна Шацкая, Информационный портал «МОЁ! Белгород», 25.02.2018
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Эйхман капут?, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.09.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003