Портретное фойе

Волшебная сила искусства, или Как театр способен изменить жизнь. Евгений Евстигнеев

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 4.01.2021


Есть актеры, про которых можно сказать: это человек-праздник. Их единицы, а встреча с ними – встреча с юмором высшей пробы. Смех такого рода вызывало искусство Чарли Чаплина или Бастера Китона. Комическим артистом высшего пилотажа был и Евгений Евстигнеев.
Публика полюбила его очень рано. В 1951 году, после окончания Горьковского театрального училища, Евстигнеев попал в драматический театр Владимира и стремительно стал там ведущим актером, любимцем всего города. Вспоминают, что на спектаклях с его участием зрители хохотали так, что некоторых особенно шумных выводили из зала.
Казалось бы, что еще надо? Но Евстигнеев поехал в Москву.
В Школу-студию МХАТ он поступил в 28 лет, и среди своих однокурсников – Олега Басилашвили, Татьяны Дорониной, Михаила Козакова – выглядел взрослым, лысеющим дядькой. Вот как описывала появление Евстигнеева в Школе-студии его будущая жена Галина Волчек: «Вдруг среди нас на лестничной площадке встал до дикости странный парень. Стоял он очень прямо, по третьей балетной позиции – руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с ногтем был оттопырен, из- под брюк виднелись желтые модельные ботинки с узором из дырочек. Голова была без пышной шевелюры, на правой руке висел плащ, именуемый “мантель”, и, время от времени кидая в урну свой согнутый “Беломор” и видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это делают певцы, говорил: “Розочка, здрасте!” Он произносил именно “здрас-сте”, нажимая на букву “с” и пропуская все остальные, называл всех женщин “Розочка”, потому что в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев, интеллигент и будущий столичный артист».
Однажды режиссер и педагог Борис Вершилов сказал Евстигнееву: «Женя, вы готовый прекрасный артист, но для того, чтобы стать артистом мхатовской школы, вы обязаны содрать с себя все провинциальные штампы, почувствовать радость от действия, а не от восторгов зрителей, научиться не захлебываться талантом… Это большая работа».
И Евстигнеев работал. Не только делая этюды и репетируя, но и общаясь с мастерами, и слушая лекции по истории МХАТа Виталия Виленкина. Это другие могли пропустить лекцию ради похода в кино – а он не мог. Он жадно впитывал все, что связано с Художественным театром. Именно это сделало его тем Евстигнеевым, которого еще при жизни без всякого смущения называли гением.
На фото из фондов Музея МХАТ Евгений Евстигнеев в годы учебы в Школе- студии. 
Пресса
Игорь Александров. О пользе бесцеремонности, Нина Суслович, журнал «Камергерский, 3», № 2, 22.04.2021
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001