Имена

К 120-летию Николая Хмелёва

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 10.08.2021


10 августа, 120 лет назад, родился артист Николай Хмелёв (1901–1945), для истории Художественного театра личность важнейшая.
Он прожил всего 44 года – совсем мало и по человеческим меркам, и по мере отпущенного ему таланта. А талант этот был огромен. Анатолий Эфрос, в юности видевший Хмелёва на сцене МХАТа, по масштабу дарования сравнивал его с Иваном Москвиным: «Подобно Толстому или Чехову, они замечали в человеке сотни психологических поворотов, изгибов и умели передавать эти тончайшие повороты. Они были фанатиками психологического театра».
Сын заводского рабочего из Сормово и учительницы музыки, сцену Хмелёв выбрал не сразу. Сначала мечтал стать художником, думал пойти в Строгановку. Но поступил на историко-филологический факультет МГУ и в том же 1919 году – во Вторую студию МХТ. В 1924-м его вместе с группой студийной молодёжи приняли в труппу Художественного театра. Он с самого начала выделялся: «фанатик психологического театра» испытывал явную тягу к чёткому внешнему рисунку роли – неслучайно Хмелёв довольно рано начал преподавать искусство грима. «Какой у меня здесь балет?» – так формулировал он сам для себя очередную актёрскую задачу.



Прославил его Алексей Турбин в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова. Хмелёву было 25, когда он сыграл эту роль. Режиссёр спектакля Илья Судаков вспоминал, что в процессе репетиций артист буквально переродился: и в жизни стал держаться сосредоточеннее, сдержаннее. «Дни Турбиных», вышедшие в 1926 году, производили сокрушительное впечатление на тогдашнюю публику (у театра в вечер спектакля дежурили кареты «скорой помощи»), и в этом, несомненно, была немалая заслуга Хмелёва, того, с какой одухотворенностью и внутренней силой играл он трагедию своего героя.



Ведущий артист МХАТа в 1930-е, он был Князем К. в «Дядюшкином сне» и царём Фёдором Иоанновичем, Карениным и Тузенбахом, Забелиным в «Кремлевских курантах» и Фирсом в «Вишнёвом саде». Мечтал о Гамлете: по словам историка МХАТа Инны Соловьёвой, актёрской темой Хмелёва были «драмы ума».



Жил он на износ. Человек волевой и сильный, Хмелёв чувствовал в себе режиссёрский потенциал, ставил спектакли во МХАТе, а в 1932 году организовал свою студию (позже, после слияния со Студией имени Ермоловой, на ее основе возник Ермоловский театр). После смерти Немировича-Данченко в 1943-м его назначили художественным руководителем МХАТа. Одновременно он руководил Театром имени Ермоловой, ставил в театре «Ромэн», в котором работала его жена, цыганская актриса и певица Ляля Чёрная. Говорят, что незадолго до смерти врач Кремлёвской больницы Коган сказал Хмелёву, что тот играет с огнём и должен кардинально изменить свой образ жизни, а иначе сгорит. 



Трагедия произошла 1 ноября 1945 года, во время репетиции спектакля «Трудные годы», в котором Хмелёв должен был выйти в роли Ивана Грозного. Когда артисту стало плохо, его положили в комнате, примыкающей к директорской ложе. Вечером во МХАТе шли «Мёртвые души», весёлый спектакль. Вот что вспоминала актриса Кира Головко: «Когда зрители заполняли зал, никто из них, конечно, не подозревал, что здесь, за стенкой, умирает 44-летний Хмелёв. У меня была небольшая роль губернаторской дочери, я появлялась только в сцене на балу и в танце с губернатором, которого блестяще играл Виктор Станицын, я услышала от него: “Коля перестал дышать”. У меня потекли слёзы».



Фото из фондов Музея МХАТ:
Николай Хмелёв;
в роли Алексея Турбина, «Дни Турбиных», 1926;
в роли царя Фёдора, «Царь Фёдор Иоаннович», 1935;
в роли Каренина, «Анна Каренина», 1937;
в роли Тузенбаха, «Три сестры», 1940;
на репетиции спектакля «Трудные годы» в роли Ивана Грозного, 1945.