Имена

135 лет со дня рождения Лидии Кореневой

Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 31.07.2020
Сегодня 135 лет со дня рождения актрисы Лидии Кореневой. Публика помнит о ней благодаря «Театральному роману» Булгакова, в котором Коренева выведена под именем истеричной и отчаянно молодящейся актрисы Людмилы Сильвестровны Пряхиной. Помните?
«Вбежав, дама засмеялась переливистым смехом и воскликнула:
– Нет, нет! Неужели вы не видите! Неужели вы не видите?
– А что такое? – спросила Торопецкая.
– Да ведь солнышко, солнышко! – восклицала Людмила Сильвестровна,
играя платочком и даже немного пританцовывая. – Бабье лето! Бабье лето!»
Булгаков не любил Кореневу, считая ее капризной интриганкой. Эта особенность ее натуры нашла отражение и в дневнике Алисы Коонен.
Лидия и Алиса были приняты в МХТ почти одновременно – с разницей в год. Лидия была старше, но девушки приятельствовали. Конечно, конкурировали. Именно Коренева передала Коонен слова Лужского о ней, которые Алиса записала в дневнике с большим огорчением: «Сейчас узнала от Кореневой неприятную вещь: будто Вас. Вас. сказал про меня — “Коонен с хитрецой: умеет делать глазки директорам”. Это такой ужас, такой ужас!»
Через несколько лет под удар Лидии Михайловны попала другая молодая актриса – Софья Гиацинтова. Станиславский тогда репетировал «Тартюфа», Гиацинтову определили во второй состав на роль Марианы, которую играла Коренева. На репетиции Гиацинтова заслужила похвалу мэтров, и Коренева сказала ей неприятные слова.
«Молодежь не вызывала у нее симпатии и сочувствия. А я любила ее на сцене, и внешне она мне нравилась, – писала Гиацинтова в мемуарах. –Помню, как Лидия Михайловна мелко-мелко бежала через двор театра и серо-голубая вуаль на шляпе волной колыхалась за ней. Мне казалось, она сошла с картин Боттичелли».
Коренева была не просто красивой и изысканной женщиной, одной из главных модниц Москвы. Она действительно была уникальной актрисой. Блистательно играла Lise в «Братьях Карамазовых», Аню в «Вишневой саде», Веру в «Месяце в деревне». Ее очень ценил Станиславский. Образ капризной и взбалмошной женщины разбивается о некоторые факты биографии Лидии Михайловны. Она была человеком поступка. Известно, с каким мужеством она вела себя в страшное лето 1941 года, когда мхатовцы, застигнутые войной на гастролях в Минске, пешком выходили из горящего города. И что Коренева единственная из сотрудников МХАТа отказалась эвакуироваться из Москвы – осталась ухаживать за умирающей Марией Петровной Лилиной, вдовой Станиславского. И что позже, войдя в состав фронтовой бригады, Лидия Михайловна ездила выступать перед бойцами – хотя статус позволял ей этого не делать.
Но верность создателям МХТ сыграла с нею злую штуку. Очень точно об этом написала та же Гиацинтова. «Произошел чрезвычайный парадокс: благородная преданность великим учителям не окрылила, а сковала, ограничила ее актерскую жизнь. И со временем она показалась консервативной, старомодной».
В 1958 году Кореневу — с явным облегчением! — проводили на пенсию, что само по себе было ситуацией уникальной: во МХАТе «стариков» провожали только в последний путь. Такая отставка стала для актрисы трагедией. Лидия Михайловна прожила еще 24 года – в одиночестве, не переступая порога родного театра. Умерла в 1982 году, ей было почти 97.
Сегодня мы можем своими глазами увидеть, какой была Лидия Коренева в молодости. Для этого достаточно найти на YouTube немые фильмы Евгения Бауэра 1917 года – «Король Парижа» и «За счастьем». А еще предлагаем вам вглядеться в фотографии, предоставленные Музеем МХАТ. 
Пресса
135 лет со дня рождения Лидии Кореневой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 31.07.2020
Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020
Как Москвин спас МХАТ летом 41-го, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 5.05.2020