Имена

Непраздничная радость

Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Кирилл Серебренников поставил «Трехгрошовую оперу» в Художественном театре не как спектакль-развлечение. Все в этой постановке работает на обратное. И некомфортная для зрителей длительность действия — четыре часа с двумя антрактами, и принципиальное нежелание понравиться публике, проявляющееся в режиссерском прочтении пьесы, в том, как оформлена сцена, то, как сделаны и сыграны роли.

Вроде все знакомые и любимые на сцене, но в каком-то таком виде, что ни любви, ни симпатии не вызывают и даже задаешься вопросом: а за что, собственно, питал к этим артистам теплые чувства? Все как один битые молью, поют осипшими, прокуренными голосами (понятно, что намеренно, но не настолько же!). Упорное стремление создателей спектакля разворошить забитые в дальний угол сознания мысли относительно того, в каком обществе мы живем, тоже не способствует созданию у публики праздничного настроения. И самое главное — пьеса.

На спектакле Кирилла Серебренникова выяснилось, что в «Трехгрошовой опере» ничего и никого нет, с чем хочется себя ассоциировать. А есть то, о чем совсем не хочется, да и страшно думать, — зачем себя бередить? Все равно ничего не поделать… «Непраздничность» режиссерских приемов, манеры исполнения, намерений, которыми руководствовались постановщики «Трехгрошовой», и в связи с этим со всем общего нашего, зрительского, настроения — главное, что остается после «Трехгрошовой», превосходно сделанного спектакля в Художественном театре.

Причем впечатляет не только честность и безапелляционность замысла, но и рассыпанные по спектаклю маленькие театральные шедевры, вроде зонгов Питчема — Николая Чиндяйкина, которые артист исполняет так, что мороз идет по коже; номеров Полли — Ксении Лавровой-Глинки, безусловной новой звезды в труппе театра; роли миссис Питчем (Марина Голуб), со всей ее пьяной расхристанностью, слоновьими ногами, и этакой задушевной московской домовитостью, с которой она устраивает арест и казнь своего зятя.

В этой постановке много настоящего, подлинного — не блеска, нет, но мастерства. Того, которое не блестит, потому что золото. И это особенно важно для спектакля Кирилла Серебренникова, так как свидетельствует о том, что он, кажется, закончил завоевывать любовь и популярность публики и начал просто работать, и это дало «Трехгрошовой» качественно и художественно иной уровень по сравнению с его другими постановками. По серьезности и масштабу замысла, по сдержанности и жесткости режиссерской руки, по безусловному превалированию смысла над формой «Трехгрошовая опера» в МХТ стоит особняком не только в афише московских премьер, но и в перечне работ самого режиссера.

«Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова — это спектакль-высказывание и спектакль-взывание к нашим гражданским чувствам, как ни пафосно это звучит. Спектакль — почти манифест антигламурного, неразвлекательного искусства, которое призвано побуждать людей не оставаться равнодушными к тому, что не в порядке вокруг них за стенами театра.

Занятно, что именно этот спектакль показал, что в самом Художественном театре сейчас все в порядке. МХТ оказался способен выпустить сложнейший постановочный спектакль с живым оркестром и огромным количеством людей на сцене и за сценой, и сделал это так не натужно и будто бы даже элегантно, что, кажется, ему сейчас под силу практически любые творческие задачи.
Пресса
Сергей Женовач вручил «Чайки» артистам и сотрудникам МХТ Чехова, видеосюжет «Московского комсомольца», 17.01.2021
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
«Личный подход»: Ксения Лаврова-Глинка, радиостанция «Москва FM», 30.03.2018
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Завод по оздоровлению людей, Татьяна Никишина, Аргументы недели, 16.06.2016
Ксения Лаврова-Глинка: выше, стройнее, элегантнее, Марина Зельцер, Вокруг ТВ, 24.06.2015
Сдаю тело в аренду персонажу, Татьяна Никишина, Аргументы недели, 15.08.2013
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
МХТ дает шанс покаяться, Любовь Лебедина, Трибуна, 8.04.2010
«Титаник» класса «Волга-Волга», Елена Дьякова, Новая газета, 29.03.2010
Новый взгляд на классическую пьесу, Гуля Балтаева, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 23.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009