Портретное фойе

И смех и слезы

Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
Триумфальное шествие мелодраматической комедии «Ретро» по сценам советских театров пришлось на самый конец застоя. Театры можно понять. В произведении Александра Галина есть все, что необходимо репертуарной пьесе, — занимательная фабула, бенефисные роли, ностальгический трепет, искрометные репризы. И смех, и слезы, и любовь. Мало того, в «Ретро» можно без труда обнаружить общественно-политический пафос. История о том, как зажиточные молодые люди решили женить своего старика-отца, устроив ему смотрины престарелых невест, заставляла зрителя задуматься о таких социальных язвах, как вещизм, стяжательство, отсутствие у некоторой части молодежи духовных интересов. Недаром живое воплощение этих неприглядных качеств, в прошлом историк, а ныне торговец антикварной мебелью Леня, и является в пьесе инициатором авантюрно-матримониальной затеи. Чуть позже у героев вроде Лени появится в драматургии куда более привлекательный имидж, а перестроечная пьеса Владимира Арро «Смотрите, кто пришел» и вовсе станет гимном прагматичным дельцам. Но в 1979 году (год написания пьесы) высокий уровень жизни и духовность были так же несовместимы в сознании интеллигентных людей, как пионерский галстук и нательный крест.

Понятно, что с течением времени крепкая сюжетная основа «Ретро» (образцовой «хорошо сделанной пьесы» советской поры) никуда не делась, зато социальный пафос безнадежно поблек. И у постановщика были две равноценные возможности — поставить «Ретро» в духе ретро, то есть воскресить на сцене еще незабытые зрителями приметы позднего застоя, или вообще по возможности устранить следы времени. Сделать что-то вроде арбузовской «Старомодной комедии», только не на двух, а на нескольких исполнителей. Андрей Мягков пошел другим путем. Он поместил незатейливый сюжет в современный контекст, отчего конфликт человечных стариков и циничной молодежи неизбежно стал восприниматься как противостояние доброго советского и недоброго постсоветского времен, а спектакль в целом оказался исключительно богат на курьезы. Как только престарелые героини начинают вспоминать, сколько лет им было в годы войны, критик замирает и начинает производить в уме нехитрые арифметические операции. По пьесе барышням к семидесяти, но с поправкой на минувшие двадцатилетие — почти девяносто. Думать в этом возрасте о замужестве по меньшей мере экстравагантно. Об идеологическом антагонисте стариков, Лене, и говорить не приходится. Дельцы-кустари советского замеса перевелись еще во времена кооперативов, и почему это реликтовое существо все еще чувствует себя хозяином жизни — решительно непонятно. В общем, ретро у Мягкова не получилось, но драматургической публицистики — тоже. Зато в полной мере название пьесы отозвалось в постановочных приемах популярного артиста. В финале герои, взявши в руки свечи, уходят вверх по белой лестнице, а противостояние духовности и бездуховности настойчиво подчеркивается в музыкальном оформлении спектакля. Первую символизируют мелодии и ритмы современной эстрады, вторую — неподвластная времени классика.

Но все это, в конце концов, не так уж важно. Понятно, что подобные пьесы ставятся не ради режиссерских концепций, а для того, чтобы задействовать в репертуаре пожилых участников труппы, по естественным причинам оставшихся без ролей. Это типичный спектакль для стариков. Вы смотрели «Соло для часов с боем»? Если да, путь на «Ретро» вам заказан. С выдающимся спектаклем Анатолия Васильева опус Мягкова лучше не сравнивать. Как только Анастасия Вознесенская, играющая невесту-балерину, пускается в пляс, невольно вспоминаешь даже не плясавшую, а просто вскидывавшую ножку и разбивавшую бокал с шампанским Ольгу Андровскую и опускаешь очи долу. Даже выдающаяся актриса Наталья Тенякова (еще одна невеста, по имени Диана) нет-нет да сбивается на дурное комикование. Дарья Юрская в роли жены дельца Лени, Людмилы, весь спектакль недвусмысленно виляет бедрами, отчего-то полагая, что именно так следует создавать на сцене образ стервы. Сам Леня (Игорь Верник) не столько играет, сколько блистает фирменной телеулыбкой. Лучше других выглядят Дмитрий Краснов (старих-жених) и Раиса Максимова (невеста-медсестра), но и они при воспоминании о великих мхатовских стариках в незатейливой пьесе Освальда Заградника немедленно тускнеют.

Настоящей режиссуры уровня Анатолия Васильева Мягков предложить, понятное дело, не может, но и в играх со временем он тоже терпит поражение. Сидишь и ждешь, вот сейчас на сцену ворвется юный Олег Табаков, чтобы порубать шашкой все эти антикварные доски. Ан нет. Не выскочит. Наш бесконечно талантливый и беззастенчиво прагматичный современник давно уже не играет в одноименном театре. Он сидит (и вполне заслуженно) в кабинете худрука МХАТа, из окон которого отлично видать, какой нынче год на дворе.
Пресса
В Москве простились с актером Андреем Мягковым, видеосюжет Первого канала, 20.02.2021
Друзья и коллеги вспоминают Андрея Мягкова…, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
В Москве простились с Андреем Мягковым, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2021
Прощай, мастер: Мы потеряли что-то доброе и светлое, София Сачивко, Свободная пресса, 20.02.2021
Прощание с Андреем Мягковым. Фоторепортаж, Наталья Мущинкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Прощание и похороны Андрея Мягкова: онлайн-трансляция, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова похоронили на Троекуровском кладбище, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 20.02.2021
На прощании с Андреем Мягковым раскрыли его главную семейную тайну, Александр Трегубов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.02.2021
Андрея Мягкова проводили в последний путь аплодисментами, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 20.02.2021
Памяти Андрея Мягкова, Татьяна Петренко, Театрал, 20.02.2021
Друзья Андрея Мягкова объяснили, почему он ушел из театра, видеосюжет телеканала «Россия 1», 18.02.2021
Авангард Леонтьев об Андрее Мягкове, Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 18.02.2021
Последний романтик: умер Андрей Мягков, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Евгений Авраменко, Известия, 18.02.2021
Лучшая версия нас. Умер Андрей Мягков, Павел Сурков, РИА «Новости», 18.02.2021
О чем молчит Андрей Мягков, Магнитогорский металл, 21.12.2018
«Играть с ним одно удовольствие. ..», Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2018
Андрей Мягков: «У меня в жизни всё странно!», Екатерина Таранова, KM.ru, 8.07.2018
Андрей Мягков отмечает 80-летие, видеосюжет телекомпании НТВ, 8.07.2018
Актер Андрей Мягков отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 8.07.2018
Любимец нации. Андрею Мягкову – 80!, Филипп Марков, Babr24.com, 8.07.2018
Баловень «…судьбы», Николай Ирин, Культура, 6.07.2018
Интеллигент с большой буквы, Дмитрий Брусникин, Известия, 6.07.2018
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
Скромное обаяние Мягкова: народный артист отмечает юбилей, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 8.07.2013
Андрей Мягков празднует 75-летие, Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2013
Биография Андрея Мягкова, РИА Новости, 8.07.2013
«Ретро» Мягкова всегда в моде, Татьяна Гущина, GorodLip.ru, 7.05.2013
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997