Имена

Ледяной дом

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Олег Табаков не раз говорил, что перед Валентином Распутиным-писателем он преклоняется, хоть и не разделяет его политических взглядов. В результате иркутский классик появился в репертуаре МХТ. Еще неделю назад судьба готового спектакля была под вопросом: нужно было сдать экзамен перед самым взыскательным экзаменатором — автором. Распутин специально прилетел в Москву, посмотрел спектакль и дал добро.

Четверо взрослых и трое малышей играют в игры — чем дальше, тем страшнее. Например, игра в курочку. Человек засовывает по руке с ногой в рукава шубы, которая застегивается на спине. Ни разогнуться, ни побежать, ни выбраться: дернешься — ткнешься носом в землю. Фронтовик Андрей Гуськов, который стал дезертиром, скрываясь в родных краях возле Ангары, оказался в роли такой «курочки». Дмитрий Куличков очень точно передал этот образ. Затравленный, озверевший, изголодавшийся по теплу, мучительно прозревающий человек. Нежность и злоба, отчаянная смелость и животный страх срослись в нем неразрывно. Такой и прибьет, и заласкает до полусмерти, и сам не знает, какая волна поднимется в его душе через минуту.

Но, как Шекспир Джульетту, Распутин больше всех любит свою Настену, жену дезертира (такая роль для молодой актрисы — поистине подарок, и Дарья Мороз его достойно приняла). Когда надо — покорная, когда — отчаянная, изобретательная в своей заботе (чего стоят горячие блины, привезенные мужу в патефоне, чтобы не остыли и никто не догадался), во всем щедрая, ни разу не попрекнувшая.

Их последнее пристанище — избушку на острове посреди обледенелой Ангары — художник Игорь Капитанов превратил в стеклянный куб с заиндевевшими краями. Ледяной дом для ворованной любви. А когда разбуженная Ангара «пойдет», помост сцены начнет подниматься вверх и ледяной дом окажется внизу.

Остальные женские роли режиссер Владимир Петров отдал Янине Колесниченко (сочно, чуть гротесково сыгранные сварливая свекровь, спелая подруга-вдова с тремя малолетками, гордая баба, дождавшаяся с войны своего мужа, мужеподобная смершевка). Мужские — Сергею Сосницкому. Недавно приглашенный в МХТ актер раскрывается от спектакля к спектаклю все полнее. Добродушный бакенщик, безжалостный выжига Иннокентий Иванович, фронтовик Максим, гордый своим главным подвигом — выжить. Но, главное, старый отец героя, старый Михеич. Человек, научившийся с годами прозревать человеческую суть, притихший, помягчевший («Мяли много, оттого мягок», — сказал бы горьковский Лука). Но так и не сумевший в последний момент пересилить свою боль, удержаться от проклятий и простить.

«Живи и помни» забирает медленно, но верно, как хорошее вино. Не может не забирать — слишком мощная литература лежит в основе. И, слава богу, не переводятся актеры, готовые обжиться в ней и быть ей равными.
Пресса
Ушел из жизни Сергей Сосновский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2022
Друзья и коллеги вспоминают Сергея Сосновского, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2022
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Один вариант на миллион, Александр Малюгин, Аргументы недели, 18.02.2016
Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014
9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Кровать для десятерых, Александр Смольяков, Культура, 3.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005