Имена

Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни

Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
17 января в здании МХТ имени Чехова в Камергерском переулке открылась выставка «Станиславский. Начало». Она посвящена 160-летию знаменитого русского режиссера.

Пространство выставки разделено на две части — Алексеевский кружок и Московское общество искусства и литературы, то есть детство и молодость Константина Станиславского.

— Нам важно было показать, как именно произошло формирование его личности, как он пришел к идее создания Художественного театра, — отметила директор Музея МХАТ Софья Грачева. — Все же он стал создателем уникальной системы работы актера над собой. С ней соглашаются или спорят, но значимость системы Станиславского никем не ставится под сомнение. 

Режиссер родился в одной из богатейших семей Москвы. Его отец, Сергей Алексеев, был владельцем золотоканительной фабрики. Семья была старообрядческая, но при всей строгости воспитания родители поддерживали увлечения и забавы своих чад.

— Его мать и отец были удивительны с точки зрения чадолюбия. Они часто выезжали в оперу и цирк. А когда дети увлеклись театром, то в каждом доме, где они жили, стали устраивать специальные помещения со сценой, занавесом и гримерными комнатами, — рассказала Грачева.

О счастливом детстве в окружении девятерых братьев и сестер посетителям расскажут раскрашенные фотографии, сделанные в 70-х годах XIX века: трогательные детские портреты, где ребята стоят в специально пошитых театральных костюмчиках.

Такую домашнюю сцену исследователи Станиславского условно называют «Алексеевским кружком». Театральный флигель был выстроен в подмосковном имении — Любимовке. В напоминание об этом на выставке представили план владений с комментариями, которые сочинили члены семьи Константина Станиславского. А в витрине рядом представлены стулья, которые украшали интерьеры усадьбы. На один из них небрежно наброшен плащ — в нем будущий режиссер играл атамана в домашнем спектакле «Камарго».

— Станиславский работал на золотоканительной фабрике своего отца, а потом вложил деньги в создание Московского общества искусства и литературы, — рассказывает Софья Грачева. — Это стало его первым полученным профессиональным опытом. В объединении участвовали как художники, так и музыканты.

На выставке в МХТ им. Чехова можно увидеть нарядные костюмы к двум спектаклям, которые ставили представители общества — «Много шума из ничего» и «Отелло».

На рубеже XIX–XX веков в театрах еще не было понятия бутафория, поэтому костюмы поражают правдивой роскошью. Например, платье Дездемоны украшено золотым шитьем, как и роба Отелло, а плащ мавра пошит из настоящего бархата. Подлинные и все кубки и кувшины, использовавшиеся в спектаклях в качестве реквизита, — их Константин Станиславский привез из Венеции. Как и зеркало, украшенное вышивкой из мельчайшего бисера.

Вещи, несмотря на возраст, в превосходной сохранности. Одним из увлечений режиссера было собирательство, поэтому все предметы он перевозил в сундуках с собой, когда переезжал.

И все же, говоря о Станиславском, невозможно не вспомнить о Художественном театре и знаменитом на весь мир спектакле «Чайка». Афиша премьеры по одноименной пьесе Чехова тоже нашла свое почетное место в экспозиции. А по всему выставочному пространству развешены силуэты чаек как символ вклада Константина Станиславского в развитие мирового театра.

СПРАВКА
В 1898 году состоялась встреча Станиславского и Владимира НемировичаДанченко в ресторане «Славянский базар». Режиссеры проговорили 18 часов. Они обсуждали создание Художественного театра. В основу идей Станиславского тогда лег его театральный опыт детства и молодости. Спустя год они показали первый спектакль.

Оригинал статьи
Пресса
125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023
В Музее МХАТ открыли выставку «Станиславский. Начало», видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Семейные постановки вдохновили Станиславского на дело всей жизни, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 17.01.2023
К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 17.01.2023
Зачем Анатолий Белый сел в кресло Станиславского, Андрей Васянин, Российская газета, 29.10.2020
11 сцен прощания, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.07.2019
«Футуризм с родословной», Борис Любимов, ТАСС, 26.10.2018
Жить по-Станиславскому, Илья Волох, Известия, 17.01.2018
Купеческий сын. От Алексеева к Станиславскому, Татьяна Басова, Super Стиль, 14.10.2016
Великий и неповторимый Станиславский, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести ФМ», 14.05.2016
Пешком… Москва Станиславского, телеканал «Культура», 25.11.2015
«Неизвестный К. С.», Виктор Борзенко, Новые известия, 27.04.2015
К. С. , который перевернул мир, Григорий Заславский, Независимая газета, 18.12.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
В Москве открылся памятник Станиславскому и Немеровичу-Данченко, видеосюжет Общественного Телевидения России, 3.09.2014
Театральный бог любит троицу: МХТ открыл памятник своим основателям, Мария Раевская, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014
Бесконечные поиски «что дальше?», журнал «Станиславский», 11.04.2014
5 творческих ипостасей Константина Станиславского, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.01.2014
Хроника юбилейных дней Станиславского, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена, 26.01.2013
Другой Станиславский, Юрий Богомолов, РИА-Новости, 25.01.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Свобода по Системе Станиславского, Ксения Ларина, The New Times, 21.01.2013
Немировичем будешь?, Олег Зинцов, Ведомости, 21.01.2013
Неделя в культуре: С Константином Сергеевичем, но «вне Системы», Григорий Заславский, Независимая газета, 21.01.2013
Конференция «Станиславский и мировой театр», видеосюжет телеканала «Культура», 21.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбилей Станиславского: в биографии гения до сих пор много белых пятен, Зинаида Курбатова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 21.01.2013
Как Станиславский сохранил себя в СССР, Владимир Колязин, Независимая газета, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Время — честный человек, Елена Дьякова, Новая газета, 21.01.2013
Мечтайте по Станиславскому, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2013
.Всеобъемлющая система Станиславского, Катерина Архарова, Русская служба BBC, 20.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
«Брат звал в МХАТ», Анна Чужкова, Культура, 18.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский как доверенное лицо Сталина, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Поверим?, Ирина Корнеева, Российская газета, 18.01.2013
Станиславский искал ключ к подсознанию, Любовь Ермакова, Pravda.ru, 17.01.2013
Великий реформатор сцены, видеосюжет телеканала «Вести-Москва», 17.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
На Новодевичьем кладбище почтили память Станиславского, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
«Сосать деревяшку на сцене не очень удобно», Алексей Крижевский, Газета.ru, 17.01.2013
Человек-система, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.01.2013
Кирилл Серебренников и тайная комната, Алла Шендерова, Ваш досуг, 14.01.2013
В Москве откроют памятник Станиславскому, телеканал «Культура», 11.10.2012
Станиславский — в космосе, Музей им. А. А. Бахрушина, 15.07.2012
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
Демиурги подмостков, Меценат и Мир