Имена

Разбиваются сердца под воздействием винца

Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Вторая мхатовская премьера на Малой сцене со смешным названием «Ю» могла бы возглавить список претендентов на премию «Лучший спектакль о Москве». Но поскольку круглая дата столицы миновала, «Ю» имеет шансы быть отмеченным за другие заслуги.

Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.

Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
        — А я в детстве любила смотреть…
        — А я в детстве на велосипеде любил кататься.

Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? — А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.

 — Как разбиваются сердца под воздействием винца, — декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие — с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это — как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.

Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» — как показатель успешности спектакля — состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».

В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене — Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он — Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном — парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) — совсем не проходные.

Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
Пресса
Егор Бероев, актер МХАТа: У меня и конь свой есть, Алексей Филиппов, Известия, 14.06.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001