Имена

«Последняя жертва» МХАТа

Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
«Последняя жертва» Островского во МХАТе и задумывалась, и репетировалась с расчетом на абсолютный кассовый успех. Табакову, выпускающему премьеру за премьерой на всех своих трех площадках, никак не удавалась заполучить хоть что-нибудь успешное на основной сцене. Режиссеру Юрию Еремину успех тоже был необходим как воздух — не очень-то ему в последнее время удавались спектакли.

Спектакль «Последняя жертва» во МХАТе — зрелище вкусное и приятное почти во всех отношениях. Для этого режиссер и художник существенно перекроили пьесу, добавив несколько новых реплик и сдвинув весь сюжет из купеческой Москвы 70-х годов в новую буржуазную столицу начала прошлого века. Стильный модерн, экраны, один за другим открывающие изысканные интерьеры богатых московских домов и рестораций, падающий то и дело снег, радостное чувство московских зимних вечеров с их веселым и нервным возбуждением, театральными разъездами и «Славянским базаром», так точно описанное Буниным (художник Валерий Фомин).
Главным магом этой волшебно богатой Москвы является Флор Федулыч Прибытков в исполнении Олега Табакова. Он воплощает тип просвещенного, мудрого и трепетного предпринимателя рубежа веков, этакого Саввы Морозова: держатель абонемента в Большом, коллекционер нефигуративной живописи нового времени (на стене в его бюро висит полотно некоего кубиста), ценитель вокального искусства, с удовольствием слушающий пластинки с Casta Diva на новеньком граммофоне.
Еремин пошел еще дальше, зарифмовав мелодраматическую историю прелестной женщины, коварного обольстителя и доброго миллионера с эстетикой синематографа. Нелепый любитель французских романов купец Прибытков (Валерий Хлевинский) демонстрирует новую фильму, а все действие спектакля сопровождают киноизображения заснеженных московских домов и фабрик. 
Но в расчет брались и актерские возможности исполнительницы главной роли. Марине Зудиной и вправду легче сыграть нервическую женщину модерна и истерическими нотками на крещендо, с изломанными движениями и кокетливыми интонациями, чем простодушную женщину 70-х годов. Ее чувства к мужчинам — пряная смесь душевной самоотдачи и тонкого, тайного расчета. Влюбившись со всею страстью в игрока Дульчина, она все же не забывает о том, что за ним стоит капитал. Но мотив любви, оплаченной серьезным состоянием и разумным подходом, ярче всего предстает в игре Олега Табакова. Он-то и есть главный герой «Последней жертвы».
Убитая горем и предательством женщина, вот-вот готовая, кажется покончить жизнь самоубийством, с легкостью отдает свое сердце новому респектабельному поклоннику. В том, как играют своих героев Зудина и Табаков, нет места голому расчету. Они радостно демонстрируют главную добродетель нового века — любить с расчетом, испытывать искреннее чувство к тому, кто полезен. «Только услугами можно завоевать расположение женщины». Печальный и мудрый Островский дает сегодняшнему театру исключительный по смысловому объему психологический очерк чувства в царстве капитала. Не случайно театры с такой благодарностью и страстью взялись за него в последние сезоны. Вослед за МХАТом «Последнюю жертву» обещают Малый театр и Ленком.
В спектакле Еремина неожиданно, второстепенным, но тонко исполненным сюжетом обнаруживает себя совсем другая любовь — любовь без расчета. Так, по крайней мере, играет своего героя, жалкого приживала Луку Дергачева молодой актер Роман Кириллов. Униженный до последней степени он способен к состраданию и предельной, настоящей любви к Вадиму Дульчину. Сам же коварный любовник в исполнении Сергея Колесникова — на редкость ходульная и плоская фигура. Ничем не примечателен. Примечательнее же всех — страшная сваха Глафира Фирсовна (Ольга Барнет), сыгравшая особый цинизм людей, всегда ошивающихся рядом с властью и капиталом, служа им за гроши, — этакая изощренная «школа злословия».
Под тихо падающий снег, в шикарных пальто и шляпке, Юлия Тугина уходит под руку со своим будущим мужем — Флором Федулычем Прибытковым, добрым, мудрым, любящим и очень разумным миллионщиком. С таким спектаклем можно и Новый год встречать.

Пресса
Умерла известная актриса МХТ им. Чехова Ольга Барнет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.06.2021
Памяти Ольги Барнет, Александр Калягин, СТД РФ, 25.06.2021
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997