Имена

«Бог с теми, кто храбрее…»

Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
На Новой сцене МХТ им. А. П. Чехова состоялся режиссерский дебют выпускницы Школы-студии МХАТ — Жени Беркович (курс Кирилла Серебренникова), а ее спектакль по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» стал заметным событием театральной Москвы.

Это тот редкий случай, когда о дебютантке и ее работе можно говорить без снисходительных оговорок о «первом блине».
Беркович предложила свое прочтение одной из наиболее значительных и востребованных пьес французского драматурга и сделала это весьма убедительно. Избежав соблазна кинуться во все тяжкие сиюминутных «находок» авангардной режиссуры, она пригласила зрителей к серьезному и трудному «разговору» о добре и зле, о вере и неверии, о коварстве ничтожных и предательстве всесильных, о человеке в трудные минуты выбора своего предназначения и жизненного пути…
Оригинальность версии Жана Ануя в том, что его пьеса предлагает режиссерам различные решения толкования известной со школьной скамьи истории о Жанне д'Арк. Зритель встречается с героиней пьесы в тяжелый для нее час: став жертвой предательства, Жанна попадает в плен к сторонникам англичан и предстает перед церковным судом. Девять месяцев в Руане длится процесс: английский граф Варвик, французский епископ Кошон, Фискал и Инквизитор пытаются во что бы то ни стало заставить Жанну отречься от своих деяний, которые изменили ход Столетней войны между Англией и Францией. Судьи предлагают Жанне рассказать свою историю, и та погружается в воспоминания…
Без прошлого нет будущего, а без будущего — настоящего, эта кажущаяся парадоксальной истина весьма точно отражает глубинную связь эпох и поколений и одной из первых приходит на ум, когда встречаешься с современным произведением на историческую тему. Понимая это, Беркович минимизирует и упрощает «знаки времени», делая упор на характеры персонажей, на психологизм образов, на пластику актерских мизансцен, для чего наполняет сценическое пространство безликими аксессуарами, а персонажей обряжает в современное платье. Блестящей находкой и образной метафорой связи поколений стало участие в спектакле студентов Школы-студии и профессиональных мхатовских актеров во главе с Аллой Покровской.
Точным режиссерским попаданием является выбор исполнителей на главные роли. Угловатым «трудным» подростком, одержимым идеей своего предназначения и искренней верой в правоту своего дела, предстает перед нами Жанна (Мария Поезжаева). Полная противоположность ей выросший в атмосфере интриг и страха за свою жизнь дофин, блестяще сыгранный Сергеем Медведевым. Оба исполнителя — почти ровесники своих героев (Жанна сожжена на костре инквизиции в возрасте 19 лет, Карл на 9 лет ее старше) и ровесники режиссера. Уже поэтому Беркович отлично понимает страхи и отвагу тех, кого «никто вокруг не понимает».
В пьесе Ануя епископ Кошон и Фискал — главные обвинители Жанны. Таковыми они остаются и в спектакле, только режиссер наделяет их иезуитским коварством и двуличием, поручив роль первого актрисе (в нашем случае — Полине Медведевой), а роль второго — одному из самых элегантных и обаятельных актеров МХТ Павлу Ващилину, который мастерски создает образ «сострадательного фискала». Ему-то, снимающему невидимую пылинку с плеча господина, хорошо известна цена предательства.
Вклиниваясь в воспоминания Жанны, судьи наперебой предлагают ей надеть женское платье и отречься от всех своих свершений. На какой-то момент Жанна падает духом и соглашается, тем более что все, кто был дорог ей, отвернулись от нее. Но скоро девушка понимает, что допустила ошибку, что «Бог не с теми, кто сильнее», а «с теми, кто храбрее»… Она отказывается от отречения, «всё берет на себя» и готова идти на костер.
Однако драматург предлагает другой финал этой истории: его пьеса заканчивается коронованием. Архиепископ возлагает на голову Карла корону. Жанна стоит, выпрямившись, улыбаясь небесам, как на картинке из хрестоматии по истории для школьников.
Беркович предпочитает оптимистической точке будоражащее душу многоточие, ибо не считает эту историю законченной, «пока есть на свете хоть один несломленный человек»…
Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер