Имена

Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды.

Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
Актерская судьба, как это ни странно, лишена в своем развитии и логики, и здравого смысла, а порой и элементарной житейской мудрости, которая бы позволила пусть грубо, но все же внятно объяснить, почему она, эта самая судьба, складывается так, а не иначе. Почему удача приходит, когда приложены минимальные усилия, или почему нет успеха, когда для этого сделано все возможное и даже больше? Где справедливость и где награда? Или актерская судьба во все времена определяется словами чеховской героини: «неси свой крест и веруй»? Ответов на эти вопросы нет и быть не может. А жаль, очень жаль…

Окончив хореографическое училище, Полина Медведева поступает в Школу-студию Художественного театра. Сразу после ВУЗа, в 1985 году, начинающая актриса пришла в МХАТ им. Горького. В главный драматический театр страны ее позвал учитель — Олег Николаевич Ефремов. К тому времени Ефремов собрал вокруг себя уникальную труппу — Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Татьяна Доронина, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Татьяна Лаврова, Ия Саввина, Станислав Любшин, Олег Табаков и еще целая плеяда замечательных мастеров советского театра. Трудно представить, что чувствовала молодая актриса, когда почти каждый день выходила с ними на одну сцену. За сравнительно небольшой период, до раскола знаменитой труппы на два коллектива, Полина успела сыграть целый ряд значительных для себя ролей. Она была Еленой в спектакле «Дни Турбиных» по Булгакову в постановке Н. Скорика, ее ввели в драму «Валентин и Валентина» Рощина — удачную постанову Ефремова, где она блестяще исполнила заглавную роль. Настоящим испытанием на профессиональное мастерство стала работа с Олегом Борисовым в «Кроткой» Достоевского (постановка Льва Додина). И совсем незадолго до разделения театра Медведева играет острохарактерную роль в сатирической пьесе «Перламутровая Зинаида» Рощина в постановке Ефремова.

Смелый реформатор отечественного театра, создатель «Современника» и удивительно работоспособный режиссер, Олег Ефремов выделял свою ученицу Полину Медведеву не только за талант, но и за трудолюбие, которым, словно неизлечимой болезнью, страдал сам. Молодости свойственна категоричность, прямота и резкость суждений. Но Медведева не считала себя вправе участвовать в событиях, связанных с внутритеатральным конфликтом. Она пришла за Ефремовым в новый Московский Художественный академический театр им. Чехова в надежде на новые роли и не ошиблась. За десять с лишним лет в ефремовском МХАТе Полина Медведева состоялась как актриса. И редкий спектакль художественного руководителя обходится без нее.


Она играет Аню в «Вишневом саде» Чехова и Олю в «Московском хоре» Петрушевской, Соймину в спектакле «Олень и шалашовка» Солженицына, Софью в «Горе от ума» Грибоедова, Ирину в чеховских «Трех сестрах». Какой репертуар и какие авторы! Ефремов видел в ней актрису нового поколения Художественного театра, способную передать «жизнь человеческого духа», способную естественно, без ложного пафоса и актерского наигрыша воплощать на сцене драму человеческой жизни, драму женской судьбы, в то время как «все едят, пьют и носят свои пиджаки». Ей удавалось делать это даже в романтическом «Маскараде» Лермонтова (режиссер Н. Шейко), где она играла Нину — существо кроткое, чистое, наивное и искреннее. Рядом со страстно страдающим, охваченным страшными мыслями Арбениным Виктора Гвоздицкого, Нина Медведевой казалась беспомощным ребенком, всеми силами души чувствующим, что надвигается нечто ужасное. Но ее Нина не могла сопротивляться, потому что верила Арбенину, потому что любила его. В игре Полины Медведевой, несмотря на внешний бытовизм, всегда присутствует и слышится эта скрытая драматическая нота, столь дорогая ее учителю.

В последнем спектакле Ефремова «Сирано де Бержерак» Медведева сыграла Роксану. Актриса не стремилась показать светскую женщину, искренне увлекшуюся внешней привлекательностью Кристиана. Медведева скорее играла родственную Сирано душу. Ее Роксана, словно предчувствуя скорую трагическую развязку, пыталась отдалить ее, сознательно поддаваясь на организованный Бержераком обман… Невысказанные слова, нереализованные чувства, несбывшиеся мечты, затерявшиеся в мутном потоке жизни все равно какого времени, — вот одна из главных тем актрисы Полины Медведевой.

В 1994 году на сцене МХАТ им. Чехова появляется спектакль «Новый американец» (режиссер П. Штейн), сделанный по произведениям С. Довлатова «Заповедник» и «Зона». Медведева играет Лену — жену главного героя, которая изо дня в день видит духовную деградацию мужа (эту роль сыграл Дмитрий Брусникин), по сути, становится свидетельницей большой трагедии большого писателя, оказавшегося на чужбине. И опять-таки через вполне бытовые детали, иногда через живой нерв или негрубый юмор актриса рассказывает о жизни обыкновенной женщины, о том, где она права, а где — ошибается. «Новый американец» до сих пор в афише МХТ, и до сих пор Полина Медведева участвует в этом спектакле.

Сегодня в репертуаре заслуженной артистки России Полины Медведевой не так много ролей. Кроме «Нового американца» на сцене МХТ она играет в «Старосветских помещиках» по Гоголю, в Театре п/р О. Табакова занята в спектаклях «Когда я умирала» по Фолкнеру и в премьерном «Под небом голубым» Элдриджа в постановке Олега Тополянского. Существовать у Карбаускиса в «Старосветских помещиках», выстроенных по принципу этюдных зарисовок, Полине Медведевой не слишком сложно. Вся глубина и полнота чувств, вся сила и кротость, вся жертвенность Пульхерии Ивановны целиком и полностью — от актрисы Полины Медведевой. Ее героиня знает, как жить, знает, как утешить того, кто рядом, и как покинуть этот мир достойно. Такова и ее Кора из драмы Фолкнера — внешне хрупкая и незаметная, она исполнена внутренней стойкости.

К сожалению, такие роли, как Сибилла в «Синхроне» Хюрлимана (режиссер М. Карбаускис) и леди Крум в «Аркадии» Стоппарда (режиссер А. Марин) в «Табакерке», а также роль фрекен Тесман и «Гедде Габлер» (режиссер М. Карбаускис) в Мастерской П. Фоменко, на которые актриса затратила так много сил, ушли из ее репертуара по той причине, что спектакли были сняты с афиши театров. Кто знает, может быть, это и к лучшему. Как бы хороши ни были в исполнении Медведевой комические старушки, суетливые тетушки и экстравагантные дамочки, актриса, находящаяся в самом расцвете сил, обладающая опытом, мастерством и незаурядным талантом, достойна большего. Ее Анна из спектакля «Под небом голубым» находится в предчувствии той любви и того счастья, которых она так долго ждала, в которые все еще боится верить, ведь за плечами не слишком ласковая жизнь и непростая судьба. Она все еще скрывает происходящие в ней перемены, но Анну Медведевой выдают глаза. Теперь в них чуть меньше печали и чуть больше надежды.
Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер