Имена

Одушевлённый фарфор

Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
«Удивительное путешествие кролика Эдварда» американки Кейт ДиКамилло — хорошая детская литература, где старые традиции англо-американских сказочных сюжетов соединяются с современным видением мира, и ребенку не боятся сказать, что жизнь бывает и сложна, и трагична. Спектакль МХТ им. А. П. Чехова, созданный по этой книжке, стал первым результатом лаборатории молодых режиссеров по освоению переводных текстов. Работа недавнего выпускника Театрального института им. Б. В. Щукина Глеба Черепанова это результат, прямо скажем, удачный. В его спектакле тоже легко и убедительно соединились живые традиции с молодым, сегодняшним театральным мироощущением.
История дорогого и бесчувственного фарфорового кролика, подаренного девочке из хорошей семьи, но упавшего в воду во время морской прогулки и далее узнавшего, почем фунт лиха, рассказана театром внятно, умно, изобретательно и достаточно жестко. А вместе с тем, с искренним чувством. «Путешествие» ушастого Эдварда разбито на последовательные эпизоды, каждый из которых осмыслен по-настоящему театрально, с игрой воображения, иронией, детским простодушием и одновременно «взрослым» вторым планом. Вот здесь — та самая традиция, развившаяся в лучших спектаклях отечественного детского театра, когда каждый возраст считывает в объемной истории свой смысловой пласт. Но театр разговаривает с детьми, для которых гаджеты привычнее старых, «бумажных» книжек, и история разворачивается как видео коллаж, в котором по ходу действия дорисовываются детали и оживают реальные, живые персонажи. Видеоарт — такая же полноправная составляющая спектакля, как элементы теневого театра и игра артистов. Вот в заставке, спроецированной на задник, в этой идиллической картинке старомодного семейного чаепития вдруг начинают оживать лица артистов, которые через минуту «живьем» выйдут на сцену в тех же обличиях. Коробка малой сцены МХТ, где идет спектакль, выбелена, и на это белое пространство от¬лично ложится любая рукотворная или «видео» краска. В цветных и чёрно-белых проекциях на белых стенах «живут» герои, которых молодые артисты (из возрастных — только Полина Медведева, остроумно и деликатно играющая бабушку) работают азартно, точно и даже психологически убедительно. Правда, во второй части спектакля стены чересчур часто остаются белыми, возникает ощущение визуальной диспропорции, будто авторам спектакля не хватило фантазии, чтобы равноценно обставить все те места действия и ситуации, в которые попадает фарфоровый бедолага Кролик. Однако этот грех все же не сильно портит общее впечатление от спектакля.
Центр его, конечно, кролик Эдвард, которого отлично играет Александр Молочников: «фарфоровая» пластика виртуозна и нисколько не мешает, скажем так, «развитию личности» героя. Эдвард долго говорит игрушечным, механическим голосом, который постепенно меняет тембр, чтобы, в конце концов, обрести человеческое звучание. Но не только. Он долгое время ведет себя как хипстер, которому все, в сущности, до фонаря. «Душа» просыпается в нем вследствие жесткого опыта реальной жизни, где есть и смерть, и нищета, и разбой, и предательство. Но и любовь, и жертвенность есть тоже. В финале, когда разбитый и склеенный заново кролик потерянно стоит в витрине комиссионного магазина, Молочников играет такое космическое одиночество, что иной исполнитель роли принца датского мог бы позавидовать!
Здесь находится место и страшной сказке, которую совсем не сентиментально рассказывает бабушка своей избалованной внучке Абилин (Яна Гладких), и медленному угасанию несчастной девочки Сары-Рут (Ольга Литвинова), и бесчеловечному гламуру кукольного театра. Мария Зорина стильно и беспощадно играет старую куклу, записную актрисулю, привыкшую к зависимости и к фальши. Надо слышать, с какой безнадежно, раз навсегда поставленной интонацией «позитива» она произносит слова о надежде и любви, этот циничный набор трюизмов, сопровождающий бесконечные шоу-программы.
Верно найденные интонации — одно из главных достоинств этого спектакля. Их много, они разнообразны, но всегда точны и не фальшивы. Артисты разговаривают с детьми честно, порой жестоко, порой иронично, или, напротив, тепло и сердечно, но не впадают при этом ни в милоту, ни в пустое воодушевление, короче, не позволяют себе всего того, что, увы, отличает наши среднестатистические «детские» спектакли. А еще здесь много отточенной пластики и хорошей музыки (композитор Олег Васенин).
Одним словом, в МХТ появился отличный спектакль. Он для детей, но по своему качеству не нуждается в скидке на возрастной адресат.
Пресса
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
«Бог с теми, кто храбрее…», Валерий Модестов, «Планета Красота», № 3-4, 03.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
И учителя любить умеют, Ольга Галахова, Независимая газета, 13.11.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Три сестры» Олега Ефремова, Анатолий Смелянский, энциклопедическое издание «Московский Художественный театр. 100 лет», 26.10.1998
Если бы жить…, Вера Максимова, Независимая газета, 11.03.1997
Три ли сестры, Людмила Петрушевская, Коммерсантъ, 25.02.1997
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер