Имена

Черный принц, черный, черный…

Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Айрис Мердок была очень умной и образованной женщиной. Она преподавала философию в Оксфорде, читала курс по французскому экзистенциализму и писала романы. Один из них, «Черный принц», был опубликован в самый разгар застоя в «Иностранной литературе» и стал, как сейчас выразились бы, одной из культовых книг российской интеллигенции. Аромат тамошней жизни вкупе с метаниями своего брата интеллигента и острым любовно-криминальным сюжетом сражали наповал. Интеллигентный человек, писатель, совесть, так cказать, нации, как выяснилось по прочтении романа Мердок, мог спать с женой друга, без памяти влюбиться (и влюбить в себя) его дочь, не приехать на похороны собственной сестры, быть осужденным по ложному обвинению в убийстве, и при этом ни разу не задуматься о судьбах родины. Не знаю, увлекалась ли Мердок Набоковым, но некоторые параллели с романами последнего при чтении «Черного принца» неизбежно бросаются в глаза. Во-первых, конечно же центральная тема — умный и тонкий человек, эскапист до мозга костей, больше всего на свете боящийся попасть в пошлую ситуацию и именно в нее неизменно попадающий. Во-вторых, сходство сюжета с изящной и имеющей парадоксальное решение шахматной задачей. В романе Мердок все закольцовано, все ружья стреляют в нужный момент, все концы сходятся с концами, все шекспировские реминисценции отработаны по полной программе (вы, конечно, уже угадали, о каком черном принце идет речь).

Теперь этот, давно уже не культовый роман поставил Роман Козак. Поставил, сразу же скажу, неплохо. Добротно и интеллигентно. Если бы не русская речь персонажей и не знакомые лица исполнителей, его опус можно было бы атрибутировать как среднестатистический английский спектакль, в котором, как правило, нет бьющей в глаза режиссуры, зато есть внятный сюжет, стильные декорации, грамотные мизансцены и отменные актеры. Приглашенный на роль главного героя Брэдли Пирсона Александр Феклистов, большой специалист по части рефлексии, трагизма и душевного надрыва, после того как родители-разлучники увозят от него юную возлюбленную, на глазах стареет лет на десять и превращается из вполне привлекательного мужчины в пожилого неврастеника. Это превращение Феклистов играет столь мастерски, что его можно рассматривать как отдельный театральный аттракцион. Оксана Мысина в роли стервы Рейчел, не особенно разнообразя палитру, отыгрывает главное качество своей героини в присущей и идущей ей острохарактерной манере. Александра Урсуляк очень хороша, свежа и естественна в роли молодой возлюбленной героя, а по-декадентски красивая и по-декадентски же талантливая Вера Воронкова весьма убедительно впадает в отчаянье в роли суицидальной сестры героя Присциллы. В постановке Козака в выверенной пропорции присутствуют пригоршня гротеска, щепоть иронии, фунт психологизма и пять половников густой мелодраматической субстанции. И нет лишь какой-то малости (эдакой редкой специи), которая могла бы превратить грамотно приготовленный театральный суп в изысканное блюдо, коим сам роман, безусловно, является. Айрис Мердок умудряется избежать мелодраматического надрыва, нигде не сгустить краски, ни разу не превратить своего «Черного принца» в «черного, черного», подавая сюжетные страсти-мордасти с холодноватой отстраненностью, особенно удивительной, если учесть, что большая часть романа написана от первого лица. Это книга рафинированного эстета, озабоченного совершенством своей литературной игры едва ли не больше, чем нравственными метаниями героев и собственными же философскими построениями. При переводе на драматургический язык (а он сделан самой Мердок) описанные выше качества неизбежно теряются. При переводе на язык сцены они теряются вдвойне. В спектакле Козака все куда проще и очевиднее литературного первоисточника, но упрекать режиссера в этом не поворачивается язык. И вот почему.

Возглавивший в прошлом году Театр Пушкина и превративший его из безусловно отстойного в несомненно пристойный, Роман Козак едва ли не первый в новейшей театральной истории озаботился очень важным делом, а именно созданием крепких буржуазных спектаклей. Не эстетских, рафинированных, претендующих на поколенческое высказывание или новое слово в искусстве, а именно крепких буржуазных, являющихся на наших просторах дефицитом почище австрийских сапог в советские времена. У нас есть театральные мэтры, театральные экспериментаторы, бессовестные пошляки, спекулирующие на низменных зрительских страстях, но постановщиков, умеющих изготовить спектакль, на который можно смело отправить своего неглупого, но и не очень разбирающегося в театральных тонкостях родственника, нет — хоть плачь. И если Козаку удастся-таки превратить Театр Пушкина в плацдарм качественного театрального искусства, это будет настоящим прорывом, сопоставимым с созданием среднего класса, которого в России хоть и мало, но все же уже больше, чем среднего буржуазного театра.
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001