Имена

Роман Козак приглашает в театр Пушкина

Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001
Режиссер Роман КОЗАК — один из самых молодых художественных руководителей в Москве. Театр Пушкина он возглавил в 44 года. До этого работал во МХАТе, ставил в Европе, преподавал в Школе-студии МХАТ и в Гарвардской школе в Америке. Сейчас в Пушкинском театре готовит два спектакля, заканчивает косметический ремонт здания и представляет свою художественную программу.


 — Роман Ефимович, вы действительно хотите переименовать Театр Пушкина в Театр Таирова?

 — Я не первый, приходящий сюда с этой идеей. Я очень надеялся, что будет мемориальная доска памяти Таирова на фасаде, но недавно получил официальный отказ. Мотивированный тем, что если разрешим вам, то все другие театры бросятся вешать доски на фасады, а в них работали не менее замечательные люди.


 — А задуманные вами таировские чтения — реальный проект?

 — Абсолютно. С 14 декабря начнем их цикл. Но это побочная деятельность.


 — Тогда давайте перейдем к главной. Когда вы вступали на должность худрука Театра Пушкина, свою программу труппе не представляли. Вы были не готовы к такому предложению?

 — Моя основная политика — здесь должны работать режиссеры очень высокого уровня. Я пригласил Владимира Петрова из Омска, в Ленинграде договариваюсь с Григорием Козловым, Юрием Бутусовым, Григорием Дитятковским. Ведутся переговоры с драматургом Максимом Курочкиным о новой пьесе. Стартовать надо с молодыми. Я уже объявил, что буду ставить «Ромео и Джульетту». Потом на большой сцене выйдет «Черный принц» с Александром Феклистовым в главной роли. Но начну с японской пьесы «Академия смеха» в филиале — это место фантастическое, пять лет существует, а Москва о нем совсем не знает. Я должен что-то взорвать, чтобы тропинка туда начала протаптываться. Можно было с двумя звездами — с Николаем Фоменко и Андреем Паниным — пойти на большую сцену, наверняка зал бы заполнялся, но я не хочу такого рода успеха, а материал диктует маленькое пространство.


 — Вы ведь уже однажды получали приглашение возглавить Театр Пушкина, но отказались. Что повлияло на ваше решение теперь?

 — Когда ушел Юрий Еремин, буквально сразу же он сам мне сказал: «Может, вы бы, Рома, взяли»… А потом и главк предложил стать главным режиссером, но я сказал нет, потому что главным режиссером я уже ходил в Театр Станиславского.


 — И опыт был отрицательным?

 — Положительным. Во-первых, поработав год, я понял тогда, как многого я не знаю и не умею, чтобы везти такой воз. А во-вторых, решил, что рано.


 — Сейчас пора?

 — Получается, что да. Если бы был жив Ефремов, я не ушел бы из МХАТа, продолжал нести крест помощника. Но когда пришел Табаков, понятно было, что начинается новая жизнь и я в ту жизнь не вписываюсь по многим причинам.


 — Что вы собираетесь делать с репертуарным наследием Театра Пушкина вообще и, в частности, с последней премьерой — «Разбойниками»? Спектакль еще не вышел, а злые языки уже говорили, что его скоро снимут.

 — Посмотрим. Бывает, что злые языки и злые перья абсолютно не угадывают желания публики.


 — Но репертуар будет сокращаться?

 — Он уже сокращен. Снято шесть спектаклей, на очереди — еще два как минимум. Есть спектакли, которые при доработке могут идти. Не все безнадежно.


 — Труппы это коснется?

 — Нет, никаких сокращений я проводить не буду. Более того, артист открывается, когда его увлекает идея, он разбальзамируется, и в Театре Пушкина есть очень много артистов, которые достойны внимания и ждут работы.


 — Что, например, ждет Алентову, Бочкина?

 — Очень многое, по крайней мере, я будут стараться, чтобы зрители их увидели в совершенно неожиданном качестве.


 — Скажите пожалуйста, не возникало ли желания перенести на сцену Пушкинского театра из МХАТа вашу «Лесную песню», на каком-то этапе ставшую неугодной новому руководству театра?

 — Когда обсуждалась дальнейшая судьба «Лесной песни», Олег Павлович Табаков показал мне кассовую сводку продажи билетов, а для него это сейчас главный документ, и сказал: это один из самых успешных спектаклей, стопроцентная посещаемость, как его можно забирать или отдавать? Тех актеров, которых он уволил, он согласился по моей просьбе пускать в театр на этот спектакль. Так что «Лесная песня» будет жить во МХАТе. 


 — А что дальше будет с уволенными — вашими учениками?

 — Трое уже взяты в Театр Пушкина — Татьяна Исаева, Вика Исакова и Александр Арсентьев, причем Арсентьев ушел сам, его никто не выгонял. И я ни на кого не давил, у меня с учениками всегда, с первой нашей встречи идет взрослый разговор, они должны совершать самостоятельные поступки. Что будет с остальными? Я не могу взять всех. И они это прекрасно понимают. Они вообще очень порядочные интеллигентные люди.


 — А что была за идея с третьей сценой?

 — Как все быстро распространяется… В Театре Пушкина есть замечательное пространство на чердаке, куда я был переселен на время ремонта в кабинете. Оно настолько небанально и интересно, что когда-нибудь там надо будет для 20—30 зрителей совсем маленькие лабораторные опыты проводить.


 — Финансово это решаемо на сегодняшний момент?

 — Это все нужно обсуждать и обсуждать. Видите, какие-то ремонтные работы произошли в театре за это время. Таировское фойе и пушкинский зал останутся в том же виде, что и сейчас, — это одно из лучших особняковых пространств в Москве и в лучшем состоянии на сегодняшний день. Что касается зрительского фойе внизу, то это надо решать в комплексе с фасадом. Готов проект, он уже сдан в инстанции, на изменение пушкинского фасада здания и достройку нового этажа для нового репетиционного зала.

Вот я худруком работаю в общей сложности два месяца, если учесть, что в конце апреля состоялось представление труппе, а летом все ушли в отпуск, и девять десятых своего худручества я посвящаю тому, что с директором театра ищу внебюджетные средства, чтобы осуществить задуманную творческую программу. Но что об этом рассказывать — такая банальная цепочка…
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001