Имена

Любовь в кислотный дождь

Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
РОМАН КОЗАК сделал больше, чем можно было ожидать от художественного руководителя театра, которому надо срочно набирать обороты популярности и кассового успеха.

Он предложил огромную трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта», которая по новым временам требует каких-то резких адаптации, сокращений, особых трюков, чтобы не уморить публику хрестоматийно известным сюжетом. Более того — вместо привычных строк Пастернака он впервые использует чувственный, полный языковой вольницы, перевод Осии Сороки. Едва сократив текст, Козак растягивает спектакль на три с половиной часа. Такие фрески сегодня в состоянии воспринимать специалисты, эстеты и пенсионеры. Но Козаку они меньше всего интересны. Он посвящает свой спектакль молодой публике и молодому театральному поколению, которое, подобно своим сверстникам, одевается в кислотные одежды, танцует кислотные танцы под кислотными дождями и вместе с кислотной музыкой впитывает XXI век. Для этого кислотного поколения его спектакль длинноват. Для эстетов простоват.

И все же в нем бьется энергия реального времени, его синкопы и судорожный пульс, его свободный, трагический и красивый размер.

Ярче всего эта энергия проявляется в танце. Ромео и Джульетта танцуют в трагическое мгновение своей первой и последней любовной встречи (хореограф Алла Сигалова). Право на трагедию, так долго не дававшееся отечественному театру, вдруг с легкостью им обретается. В спектакле Романа Козака, еще не вставшем на ноги, уже слышна ее легкая, стремительная поступь. Фанфары, бой часов, тихая тревога Чайковского и авангардные синкопы Джона Кейджа сходятся в спектакле так же легко, как на наших глазах сошлись два века. Легкость, с которой совершаются подобные встречи, — основное в трагическом чувстве Козака. Главные встречи легки и стремительны, как смерть умирающего Ромео на руках пробуждающейся Джульетты. Так стремительна их встреча среди современного карнавала — ему достаточно ее полета на огромных качелях, чтобы полюбить.

Лексика Козака намеренно проста. Мальчик Ромео (студент Школы-студии МХАТ Сергей Лазарев) простодушно требует своего, и Джульетта (его однокурсница Александра Урсуляк) ему так же простодушно отвечает.

Но в них есть что-то большее, чем обычная детская непосредственность — раннее и зрелое чувство судьбы, которое лишено всякого величия. Обыденность и скорость, с которой свершается смерть, — чувство, данное от рождения этим детям и внимательному к их жизни монаху-францисканцу (Константин Похмелов). В мире шекспировской трагедии оно неведомо только старым людям. Прекрасна в своей мягкой и нежной заботе Няня (Наталья Николаева), уморителен сумасбродный, но добросердечный отец Джульетты (Владимир Николенко). Они пребывают в неизменном мире традиции и не чувствуют, каким внезапным и резким мутациям подверглась жизнь.

Строительные леса справа и слева, белая стена сзади — становящийся, строящийся мир, еще не готовый, не довоплощенный, как и судьба юных влюбленных. Роман Козак и художник Г. Алекси-Месхишвили сознательно напоминают о старом телевизионном спектакле Анатолия Эфроса, центральным образом которого так же была белизна строительных лесов.

А в центре их композиции — высокие часы: с ними играют, им подкручивают стрелки, но их роковая беспощадность становится все очевиднее. Она в музыке, в прощальном угловатом и чувственном танце любовного свидания, в прозрачных кубиках, с которыми дети враждующих семейств сначала играют, а потом строят из них склеп.

Не заботясь о сложных философских построениях, Роман Козак и режиссер-педагог Алла Покровская пригласили в свой спектакль очень молодых людей (студентов Школы-студии МХАТ), надеясь, что сквозь них пробьется простое и ясное чувство опасности, которым чревато время. Джульетта падает на кинжал, прижимаясь к телу Ромео в страстном супружеском объятии, так и не успев различить любовь и смерть.
Фото Ирины Калединой

Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001