Имена

Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина

, 17.02.2005
Роман Козак и Алла Сигалова в своей последней премьере предприняли попытку перевести повесть Андрея Платонова «Джан» с собственно платоновского языка на театральный. Перевод получился весьма приблизительный, но это не значит, что он не получился вообще.
Смотреть спектакль «Джан» в тесном зальчике филиала Театра им. Пушкина сложно всем. И тем, кто чуть ли не наизусть помнит текст платоновской повести — они недосчитываются ряда сюжетных линий и значительного числа персонажей. И тем, кто «Джан» никогда не читал — этим не сразу удается уловить суть истории, которая слишком часто превращается в пантомиму, экстатичную и яростную — спасибо Сигаловой, — но оттого не всегда более понятную.

И все же постепенно спектакль как бы втягивает в себя. Пространство, с трех сторон окруженное зрителями, выстлано туркменскими коврами (сценография Виктора Платонова), а сверху нависает огромное блюдо для плова. От сцены к сцене этот почти нейтральный интерьер превращается в пространство пустыни и страсти. Блюдо оказывается то раскаленным солнцем, то колыбелью, то целым шаром земным, который главный герой Назар взваливает на свои плечи.

Именно на нем, Назаре, задумавшем вывести из пустыни народ Джан (это слово означает душу в поисках счастья), режиссер Роман Козак и сосредоточил основное внимание. Наивно и неожиданно точно сыгранный молодым актером Александром Матросовым, Назар готов вести человечество к счастью, поскольку знает, как ему кажется, в чем это счастье состоит. Спасти получается не всех. Герой женится на случайно встреченной беременной вдове Вере, чтобы стать опорой ей и ее будущему ребенку, но та умирает родами. Он выводит мать и девочку Айдан из голодного пустынного пекла, но мать не выдерживает перехода (как, впрочем, и большинство из народа Джан), а девочку насилуют на дороге. Даже верблюд, ведомый Назаром к водопою, гибнет: его режут на мясо. Те, кто уцелел, наедаются до отвала, едва Назар приводит их на роскошный Хивинский базар, и снова бредут в пустыню. Только юная Ксения, с которой главный герой познакомился в Москве, дожидается его возвращения и действительно становится счастливой, но не Назаровым подвигом, а совсем по-женски — его любовью.

Мучительное взросление, осознание предела собственных возможностей, понимание того, что у каждого — свое счастье, что только услышав и поняв другого человека, его можно спасти, — вот тот путь, который проходит Назар за неполные два часа спектакля.

Всех спасаемых — и Веру, и Айдан, и ее мать, и Ксению, и верблюда, и даже перекати-поле — играет, а вернее танцует Алла Сигалова. Ее танец, избыточный, эротичный, — вовсе не лирическое соло беззащитной и безымянной жертвы. Это страсть, неудержимая агрессия желания. Сигалова лишь слегка обозначает приметы каждого своего персонажа, оставаясь по сути женщиной, которую мужчина призван сделать счастливой. Женщиной, ради которой он и живет.

Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001