Имена

Каскад мистерий

Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Лозунг фестиваля — «Тело в городе». Не знаю насколько провинция — состояние души, но столица — это в первую очередь состояние тела в условиях жесткой конкуренции. «Жизнь в мегаполисе приводит к психологическим травмам. Борьба личности с обстоятельствами, физическое, а не только философское осознание себя как части постиндустриальной цивилизации становится одной из главных тем актуального искусства», — заявили в своем обращении организаторы.

Кто бы мог подумать, что это ничем не примечательное утверждение заведет их в такие мистические дали…

Открытие «Территории» состоялось под факельное шоу, приправленное барабанной дробью и загадочно-символическим видеорядом на фасаде Театра наций. Там расположился штаб фестиваля во главе с Евгением Мироновым.

Уже на старте «Территория» продемонстрировала приверженность к священнодействиям, сделанными на максимуме технических и художественных возможностей.

Между цирком и храмом

Театр колеблется между двумя крайностями: цирком и храмом. Мистериальный театр, пользуясь методами циркового шоу (танцы, балет, пантомима), выстраивает представление с ярко выраженной мистической направленностью.

Разумеется, одну из ключевых ролей играет музыкальная основа. Такие постановки показывал Русский балет Дягилева, многие из которых были на музыку Стравинского. (Не случайно на «Территории» его балет «Весна священная» представлен сразу в двух версиях: финской и французской.) В том же русле были поставлены светомузыкальные произведения Скрябина, театральные опыты Эйзенштейна и Мейерхольда. Мистериальность русского театра была уничтожена только партийной идеологией.

Символично, что завершающее мероприятие фестиваля — премьера «Мистериона» Карла Орфа — прошла в Концертном зале им. Чайковского, который до 1937 года занимал театр Мейерхольда. Последнюю свою работу по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» режиссер ставил с «мистическим уклоном» (распятого классовым врагом Павку, поднимали под крышу на ремне от заводского станка, отчего советский великомученик обретал черты библейского). Именно такая трактовка послужила поводом для разгона театра. И вот через 70 лет на тех же подмостках «Территория» представила одно из самых мистических и новаторских произведений XX века.

Я расскажу о наиболее крупных постановках фестиваля, отразивших его мистериальную линию. 

По ту сторону холста

К таковым безусловно относятся два спектакля выдающегося финского танцора Теро Сааринена, показанных в «Театре луны». Первый — «Человек в комнате» — хореографическое воплощение жизни и творчества гениального американского абстракциониста Марка Ротко («ВЗГЛЯД» писал о нем в материале «Русская линия made in USA»). Второй — «Охота» на основе балета Стравинского «Весна священная» (1913).

Теро Сааринен был солистом Финского национального балета. Однако «ушел» в современный танец. Изучал в Катманду непальские традиционные танцы, а в Токио — японские. Создал свою уникальную Театральную школу Теро Сааринена. Его манера органично объединяет танцевальные школы Востока и Запада, элементы пантомимы и балета. Обладатель многочисленных призов. Одним из своих духовных учителей считает Андрея Тарковского.

Что касается «Человека в комнате», то без знания творчества Ротко трудно разобраться в драматургии спектакля. Огромный мольберт, на котором несколько штанов, раскрашенных в оранжево-бордовые и сине-лимонные тона. Брюки ассоциируются с двух- и трехцветными «прямоугольниками» Ротко, которые художник считал «вратами в иную реальность». Танцовщик обозначил условную стену между мирами. Его герою удается ее разрушить. Он оказывается в пограничном пространстве, где и обнаруживает «трансцендентные» штаны.

Герой выбирает одну пару и по-клоунски растягивает ее в стороны, придавая сходство с картиной. Запрокинув голову вверх, он как бы спрашивает Господа: «То ли я делаю?» И получив одобрение, демонстрирует следующее «полотно» — уже зрителям.

К абстракционисту приходит успех: Сааринен делает вид, что отбрасывает десятки рук из толпы, копошащейся внизу. Наступает момент публичного одиночества: герою кажется, что все его оставили. Когда он добирается до последней пары — она оказывается черно-серой (работы мастера, накануне его самоубийства в 67 лет, были депрессивно-мрачной расцветки). Художник (под щемящую мелодию «Апокалиптики») опять смотрит вверх, как бы вопрошая Господа: «А что для меня краски закончились?» Затем обречено опускает голову, вокруг него сгущается тьма. На сцене внезапно вспыхивают лампы, и он уходит в световой туннель.

«Весну священную» Теро Сааринен тоже исполняет сам. Он воссоздает не столько языческие ритуалы, сколько весенние метаморфозы природы: распускающиеся цветы, брачные игры животных. Всякий раз он вызывал овации зала, изображая руками двух лебедей: их конвульсивные, не лишенные изящества, движения. 

На балетную пачку Сааринена стал проецироваться видеоряд: спирально закручивающиеся тела, из центра которых возникло Око: эволюция под присмотром Провидения?

Черная жара

«Весну священную» № 2 французского хореографа Эдди Маалема исполнили 14 нигерийских танцоров в Театриуме на Серпуховке. Это шесть смешанных пар в пестрых купальных костюмах и два негра в голубых семейных трусах (по-видимому, предпочитающих однополые отношения).

Шаманский ритм балета Стравинского не противоречил африканским пляскам. Вершиной спектакля стало изображение одним из участников дикого коня. Танцовщик хрипел и сипел, по-лошадиному запрокидывая голову. Кинофон — мчащийся табун.

В постановку вплетено множество ритуалов. Например, девушка становилась в центр круга, а «племя» производило над ней таинственные манипуляции. Возможно, это обряд инициации. Однако из-за незнания ритуальных действий просмотр спектакля стал напоминать разгадывание кроссворда. Какая-нибудь элементарная расшифровка в виде программки — не помешала бы.

Физкультпривет из ада

Заключительное событие «Территории» — «Мистерион» Карла Орфа. В оригинале название звучит как “De Temporum Fine Comoedia”, то бишь «Комедия о конце времен». Она наподобие другой комедии — «Божественной», от которой тоже кровь стынет в жилах. Проще говоря, это театрализованный Апокалипсис. 

Сцена, выстроенная в виде белого креста, заняла центральную часть партера. Под потолком — белый круг. Уже две эти огромные геометрические фигуры вызывали у публики легкий трепет: то ли еще будет!

Недалеко от дирижерского пульта, который занял Теодор Курентзис, помимо трех черных роялей, я заметил множество барабанов, литавр и ксилофонов. «Ударить», судя по всему, собрались серьезно. В программке значилось, что в спектакле будут задействованы, помимо драматических актеров, артистов оперы и балета, еще и цирковые (мистериальное единство: сакрального содержания и аттракционного воплощения).

Поначалу народ не особенно испугался появления разукрашенных вокалисток из картонных коробок, размещенных по периметру зала. Однако свою роль по вовлечению зрителей в действо артистки в балахонах выполнили. Трудно делать вид, что происходящее тебя не касается, когда кто-то смахивающий на приведение, блажит в двух шагах. Общий месседж: скоро придет Он! Чтобы воздать праведникам и наказать грешников! По тревожной атмосфере в зале чувствовалось, что большинство зрителей не относило себя к первой категории. 

Видеоряд запестрел черными квадратами Малевича и портретами советских вождей. Евгений Миронов в черном костюме что-то прочитал на латыни из большой книги под непрерывную барабанную дробь. На сцене возникли гимнастки с черными ленточками и атлеты с черными флагами: парад физкультурников ада.

Кульминацией представления стало появление автоматчиков, которые беспощадно «расстреляли» публику (барабанная дробь достигла пика громкости!). Режиссер Кирилл Серебренников максимально осовременил сцену казни. Надо сказать, проняло!

Когда ударные ритмы смолкли и потекла тихая симфоническая мелодия, возник маятник Хаоса (зеркальный шар на тросе, вроде того, что в фильме Феллини «Репетиция оркестра»). Круг на потолке почернел. Полное затмение! Зрители поняли: это конец света — хуже не будет.

На экране появилось Око.

Как олицетворение погрязшего в пороках человечества, в центре креста оказался молодой человек с длинными волосами, в женской шубке и красных дамских туфлях. (Такое трансвеститное воплощение человеческого несовершенства злободневно, но вульгарно.) Он разделся и, представ перед Создателем нагим, раскаялся!

Финал подарил надежду: по краю темной сцены, усыпанной телами, балансируя в луче прожектора, двигался человек. Надо понимать, он проскочил в будущее. Вразумленное человечество продолжит существование. Окончательно крест на нем не поставлен!

Концовка — ясна, но не слишком эффектна: ни с музыкальной, ни с постановочной точки зрения. Однако в целом зрители были потрясены таким всеохватным и мощным зрелищем. Публика на радостях, что «конец света» завершился, одарил его устроителей триумфальными овациями.

Напоследок, можно сказать, что фестиваль показал программу, редкую по цельности и высокому профессионализму, которая далеко оставила позади отправную точку — «Тело в городе», быстро добравшись до души.

«Территория» за 11 дней показала путь всего человечества, от начала и до «конца света» (и даже несколько дальше) в его сложных взаимоотношениях с Творцом. Думаю, концепция «Территории» уже определилась — продолжение традиций мирового и русского мистериального искусства во всех его проявлениях.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993