Имена

Поцелуй Иудушки

Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Вот ведь не к добру захотелось перед премьерой «Господ Головлевых» в чеховском МХТ перечитать оригинал, то есть собственно роман Салтыкова-Щедрина. Исключительно, впрочем, для того, чтобы познать в сравнении прелести новой инсценировки Кирилла Серебренникова. Он ведь у нас отнюдь не член общества сохранения памятников старины и запросто мог бы сочинить нечто вроде «Иудушки. Супер», поди потом разберись в оттенках авторства. Опасения не оправдались — Серебренников не потревожил букву оригинала, но позволил испариться его духу. Быть может, он этого и не хотел, но так получилось. Хотя традиционные инсценировки, ежели в них изначально не заложена некая изюминка, на большее и не претендуют.

Серебренников, конечно, — человек рисковый. Потому как кому сегодня в голову, памятуя о кассе, придет желание поставить Салтыкова-Щедрина. К сожалению, прелести школьной программы и способы ее преподавания оставили неизгладимое впечатление от «Господ Головлевых» как от чего-то безмерно мрачного и скучного. И, вероятно, мало кто захочет на досуге к ним вернуться. Вот Серебренников явно и рассчитывал на тех, кто романа не читал. Правда, кто кого пересилит — Салтыков-Щедрин или участвующие в спектакле Евгений Миронов и Алла Покровская, — вопрос спорный. Во всяком случае, спектакль осторожно разместили на Малой сцене.

Но возвращаюсь к роману. Грешно, конечно, сравнивать сценическое произведение с литературным, у них разные законы, это знает любой первокурсник театроведческого факультета. Но в данной ситуации грешно и не сравнить. Оказалось, что при свежем прочтении не столь интересно было следить за фабулой, естественно, в общих чертах памятной, сколько за тем, что происходит между чередой известных «умертвий» в семействе Головлевых. Как постепенно истончается жизнь, будто изношенное платье, как бунтуют и ломаются люди, что происходит с их телами и душами, пока они еще живы. И эта тотальная жуть, в которой растворено собственно действие. .. Салтыков-Щедрин, как и полагается большому писателю, сумел развернуть частную историю одной фамилии в сторону ее общерусской глобальности. И спорный вопрос, что театру всего этого не поднять. Все можно сделать, если как следует постараться на уровне замысла сценического действа.

В спектакле все это «междустрочие» испарилось без следа. Остался честный, но голый сюжет (понятное дело, купированный), нанизанные друг на друга эпизоды смертей, поданные подчас в весьма экстравагантном виде. Остался вариант частного случая, порой воспринимаемый как мрачноватый, но все же анекдот. Обкорнанные судьбы, урезанные биографии и, за редким исключением, весьма статичные характеры. Если и проводить параллель с литературными текстами, то данная инсценировка может претендовать на место в сборнике «Краткое содержание произведений русской классики».

Серебренников — режиссер неровный. От него, впрочем, никто и не ждет шедевра за шедевром, которые, как известно, и у великих случаются не всегда. Прошлый сезон сложился для него достаточно удачно, по крайней мере, в связи с МХТ: дерзкий и темпераментный «Лес» и очень искренний спектакль «Изображая жертву». По мне, так с нашими современниками, будь то Сигарев, братья Пресняковы или Равенхилл, ему куда легче заговорить на одном языке. Перед классиками он то ли отчасти робеет (тщательно это скрывая), то ли, наоборот, считает их существами безнадежно устаревшими хотя бы по форме изложения. Во всяком случае, активно норовит их перевести с русского языка на «современный» в его собственном понимании. Причем речь, конечно, идет не о тексте, но переводе сценическом.

А еще частенько посещает крамольная мысль: не потому ли так много у нас так называемых «новаторских» спектаклей, что их авторы просто не в состоянии осилить классический материал — дыхания не хватит. Вот и прикрываются трюками, гэгами, постмодернистской иронией, переводя все это в разряд авторской «концепции». Мы, мол, тоже творцы, а не какие-нибудь там интерпретаторы. Все это не впрямую относится к нынешнему спектаклю, но ясно, что по этой дорожке Серебренников тоже хаживает.

Кажется, что режиссер более всего тревожился, чтобы его творение не показалось скучным и уж тем более назидательным. То, что автора в свое время пугало, Серебренникова сегодня смешит. И это находит свой отклик в зале, то и дело весело хохочущем. Да и сценография Николая Симонова по-своему «забавна» — он придумал декорировать сцену подобием сортирных кабинок (хотя это, быть может, крохотные чуланчики?), из дверей которых и появляются персонажи. Впрочем, есть еще стол, варьирующий свое назначение от «стола яств» до места упокоения. Из «яств» — черный хлеб и россыпи круп, предназначенных скорее для наказания непокорных (коленями — на гречку), чем для варки каши. Да горы тюков с бельем, видимо, символизирующие «нажитое». Общая цвето-световая гамма, несмотря на явную однозначность ситуаций, отнюдь не черно-белая, а какая-то серая, невзрачная, размытая.

Головлевский домишко здесь един и похож на обитель смерти. Унылую, но не страшную, обыденную. То, что герои перемещаются по губернским усадьбам (а ведь каждое такое перемещение связано с очередным душевным сломом), не обыгрывается никак, разве что на экранчике загорается надпись: «Головлево. Зима» и т.д. Точно такая же манипуляция проделывается, когда надо совершить экскурс в прошлое — тут же высвечиваются таблички «Детство» или «Юность». А братцы Головлевы — Порфирий (Евгений Миронов), Степан (Эдуард Чекмазов) и Павел (Алексей Кравченко) — дефилируют в смешных детских колготках и коротеньких рубашечках (Серебренников представлен и в качестве художника по костюмам) и принимаются ковырять в носу. Приверженность режиссера к «декоративным» приметам ностальгического советского прошлого угадывается и здесь: на Анниньке (Евгения Добровольская) и Любиньке (Ксения Лаврова-Глинка) — коричневая школьная форма. К столу привинчены допотопные мясорубки и громоздится нелепый ундервуд, на котором папаша Головлев (Сергей Сосновский) отстукивает непотребные стишки.

Но основная загвоздка этого длинного и монотонного по режиссерским приемам действа — в неизменности его внутреннего содержания при богатой сюжетной наполненности. Все выдержано в рамках единой схемы: пришел — увидел — умер. Умирают изысканно-театрально: сами ложатся на стол, доктор (Олег Тополянский) белыми нитками сшивает на груди полы пиджаков, аки прозектор в морге, после чего покойничек встает и пешком отходит в мир иной, дабы потом появляться в качестве призрака. Впрочем, пугают, наверное, зрителя, поскольку прочие еще живые персонажи покойничков в упор не видят.

А отсюда вытекает и неизменность характеров, их изначально заданная определенность. Иудушка — Миронов как был «в детстве» зануден и велеречив, таким и помер в финале, зарывшись в тюки с бельем, как в снег. Миронов, конечно, играет хорошо и по-своему виртуозно, поскольку пытается извлечь разные звуки из одной-единственной ноты, данной ему режиссером. Убивец-кровопивец тих и смиренен, порой смешон и отчасти напоминает Порфирия Владимировича с третьего этажа, сетующего, что нынче юбки коротки. И впрямь надоедливая осенняя муха, крылышки которой пришпиливают на спину этому Иудушке.

Алла Покровская (Арина Петровна), настоящий мастер старой школы, пожалуй, выделяется из всех своей немарионеточностью, психологической правдой и остротой реакций. Да только этих «реакций» ей подарено режиссером очень ограниченное количество. Не случилось ей, к сожалению, сыграть страшный процесс превращения властной и деспотичной барыни в приживалку, никчемную и забытую старуху. Разве что ветхий костюмчик намекнет на это. Ведь с первого ее сценического взгляда на Иудушку все стало ясно без слов, а дальше эти взгляды только множились, не меняя сути. И блистательно сыгранное актрисой проклятие мерзкого сыночка не стало кульминацией. Проклясть его, при ее-то уме и прозорливости, в этой версии можно было с первых же минут, не дожидаясь длинной череды смертей.

Впрочем, все актеры, занятые в спектакле, честно и профессионально отыграли каждый свое. Режиссер же, не слишком доверяя внутреннему, продолжал форсировать внешнее, заигрывать с призраками, развлекать фривольными куплетиками, разоблачать актеров телесно и т.д. В общем, гипотетический школьник, посетивший спектакль, запросто сможет на уроке литературы пересказать сюжет романа и сделать выводы, подсказанные ему режиссером. Но вот претендовать на большее этот спектакль вряд ли имеет право.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993