Имена

Гроссмейстер

Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Калягин не разговаривал с «Новыми Известиями» долго. Не разговаривал —во всех смыслах. Был недоволен (обижен, раздражен) целым рядом публикаций —и о спектаклях театра Et Cetera, и о своей деятельности на посту председателя СТД. Однако настал момент, когда Александр Александрович внезапно сменил гнев на милость. Разумеется, мне захотелось воспользоваться этим приступом немотивированного великодушия в корыстных журналистских целях. «Хорошо, —сказал Калягин, коротко поразмыслив, —я дам вам интервью, но только после премьеры. Сейчас времени нет, с утра до ночи репетирую…».

И вот премьера сыграна. Сэмюэль Беккет, «Последняя запись Крэппа», моноспектакль. Постановка Роберта Стуруа, сценограф —Георгий Алекси-Месхишвили, музыка Гии Канчели. Лучшего джентльменского набора представить себе невозможно: звезда на звезде, классик на классике и классиком погоняет. Премьеру приурочили к двойному юбилею —личному калягинскому шестидесятилетию и первой круглой дате Et Cetera. Странновато, конечно, получилось, когда вслед за финальной репликой Крэппа: «А не отслужить ли нам заупокойную мессу по живым?», грянул развеселый оркестр, понесли из-за кулис нечеловеческих размеров букеты, вышла торжественная, при полном параде труппа. Калягин обменивался публичными комплиментами с Лужковым и Швыдким, а потом авансцена взорвалась шикарным фейерверком и публику щедро осыпали резаной фольгой? Но, в конце концов, Сан Саныч прав: праздник забудется, спектакль останется. Надо говорить исключительно о спектакле.

Коротенькая одноактная пьеса Беккета в Москве шла, причем совсем недавно —ее играл Армен Джигарханян. Правда, тогда название переводилось «Последняя лента Крэппа», что на слух звучало как «лента крепа» и придавало зрелищу еще более мрачный оттенок. Но «лента» или «запись», а речь о магнитофонных кассетах (либо катушках), на которые человек по фамилии Крэпп всю жизнь надиктовывал нечто вроде дневника. Как в любом дневнике, здесь скопились тонны словесной руды, тем не менее Крэпп готов перерывать этот мусор —то ли ищет жемчужину в продуктах собственной жизнедеятельности, то ли просто получает удовольствие от «перемены дерьма». Одинокий пожиратель бананов давит на магнитофоне кнопку play и слушает свой собственный голос тридцатилетней давности.

Крэпп-молодой и Крэпп-старый —два разных, два чужих человека. Старый не доверяет молодому, проклинает молодого, вступает с ним в перепалку. Вся пьеса —словно острый приступ шизофрении. Раздвоение личности достигается раздвоением голоса. Но даже бранящийся, даже раздраженный Крэпп все равно торжествует победу, потому что он есть, он -вот он, и мочевой пузырь, напоминающий о себе каждые десять минут, —лучшее доказательство реальности существования. А того, прежнего, нет, прежний умер. Отсюда, наверное, и странная идея «мессы по живым». Беккет точно знает, что смерть приходит не однажды, что человек умирает каждую секунду, ибо в следующую секунду это уже абсолютно другой человек. Жизнь вообще —всего лишь цепочка смертей, жизнь мыслителя —еще и цепочка поминок.

Крэпп у Калягина добрее и сентиментальнее Крэппа-Джигарханяна. Снова Бабс Баберлей (он же тетушка Чарли), только несколько десятилетий спустя. Нищий бродяжка под холодным плафоном уличного фонаря, в заскорузлом углу, отгороженном куском рабицы. Крэпп покрыт пылью всех земных дорог и обветшал вместе со своим костюмом, состоящим преимущественно из дыр, лохмотьев, лоскутьев, бахромы, вывернутых подкладок. Не зря же, черт побери, водружен мятый котелок на палочку —это ли не намек, это ли не месса по незабвенному Баберлею?.. Воспаленные веки, красный нос, прическа a la «седая пальма» —в Калягине-Крэппе немало клоунского?

 —Александр Александрович, почему вы решили, что Крэпп —это ваша роль? Вообще, кто нашел пьесу?

 —Пьесу предложил Стуруа. Когда шли раздумья, что бы нам вместе сделать к моему юбилею, мы кидались к разным названиям. Я спрашивал у всех своих друзей, например, у Толи Смелянского: «Толь, что бы мне сыграть?». Он сказал: что угодно, только не «Короля Лира».

 —А почему бы и нет?

 —Ни в коем случае. Стандартный, предсказуемый ход. Что может солидный шестидесятилетний человек сыграть к юбилею? Ага, короля Лира. Не провалил, но и не улучшил. Одно из прочтений. 

Наконец, Стуруа предложил «Крэппа». К стыду своему, кроме «В ожидании Годо», я до тех пор у Беккета ничего не читал. «Крэпп» —восемь страниц текста. Сказать, что они меня очень вдохновили, —нет. После такой литературы обычно делают умное лицо: ах, как сложно, ах, как интересно, ничего не понял? Я дочку свою спросил, все-таки она МГУ заканчивала. Она сказала: пап, ради Бога? «Последняя лента»? Шестьдесят лет, последняя? Что-то в этом есть мистическое.

Я говорю Роберту, мягко: может, что-нибудь другое? Ну, давай другое? Опять начались шатания по драматургии. В конце концов он говорит: нет, все-таки Беккет. Давай хотя бы попробуем.

 —Изначально вы думали не о моноспектакле?

 —Нет, хотя у меня такого опыта достаточно. И Давид Смелянский настойчиво раскручивал Роберта на моноспектакль. Я начинал свою жизнь с соло по «Запискам сумасшедшего». Не хотелось бы думать, что и заканчиваю?

 —Последней записью сумасшедшего?

 —Вот-вот? Значит, дальше началось мое знакомство с Беккетом. И теперь, откручивая назад, могу сказать: это счастье мое, что я сыграл эту вещь. Во-первых, я прочитал гениальный роман, который в жизни бы ко мне в руки не попал, —«Моллой». Кладезь мыслей, образов, метафор. Просто библия. Процентов тридцать-сорок репетиций уходило на то, что мы читали «Моллоя» вслух. Крэпп ведь тоже перенесен Беккетом оттуда.

У меня были любимые писатели —Борхес, Маркес, но я представить не мог, что к ним добавится Беккет. Роберт абсолютно прав, когда говорит, что он никакой не абсурдист. У него все реально. Что здесь абсурдного: два человека ждут Годо, а он не приходит. Или —старик в конце жизни решает прослушать свои магнитофонные записи…

Я понял в процессе репетиций, что тема в «Крэппе» моя. Но моя ли роль?

 —По-моему, у вас другая актерская природа, другой тип энергии —не центростремительный, а центробежный. Крэпп весь внутри, а вы весь наружу. Вы великолепно отыгрываете на сцене отношенческие вещи…

 —Между прочим, меня Ефремов всю жизнь попрекал, что я тяну одеяло на себя, не люблю партнеров, не люблю входить в контакт. «Где твое общение, тебе интересно одному быть на сцене?». Это, может быть, правда —отчасти. Особенно, если плохой партнер рядом?

 —И все-таки вы не человек в себе.

 —Это верно…

Вообще, если у вас осталось такое впечатление, значит, нам еще работать и работать. Хотя первые десять премьерных спектаклей —вообще не мои, и так было всегда. Я разбираюсь с собой, разбираюсь с режиссером, с текстом, с мизансценами. Я не тот футболист, который бьет по мячу, не глядя. Меня самого это огорчает, но тут уже ничего не поправишь. Какой есть, такой есть.

 —Скажу вам честно, что великолепная в принципе сценография Алекси-Месхишвили лично мне мешала: эти обноски от кутюр, IKEA на свалке создают картинку настолько стильную, что в ней ощущается элемент любования. А Крэппу нарциссизм противопоказан…

 —Ничего не могу сказать, кроме того, что Месхишвили поехал и собрал все это в Измайлово. Декорации в действительности грошовые. Я сам обалдел, когда увидел.

 —Измайлово —это что?

 —Барахолка, вещевой рынок. Раньше старухи и старики торговали в разных местах, а теперь их согнали в Измайлово. Там можно пишущую машинку купить за копейки, холодильник. Холодильники старые все одинаковые, мы только буквы «ЗИЛ» содрали? Я сейчас даю ответ за художника и за режиссера, на что категорически не имею права. Но любой спектакль —это послание театра людям, как говорит Стуруа. И в этом послании желательно прочесть все.

Стуруа сочиняет спектакль как многоярусный, многослойный «наполеон», начиненный символами, аллегориями, подсказками, подтекстами. Надо было изобразить Космос мыслей, которые сами по себе помойка. Крэпп проснулся и понял, что происходит что-то необыкновенное. Для него наступил день Икс. Я знаю, что такое день Икс, когда в подушку или не в подушку ты можешь сказать себе все, и тебе очень нехорошо после этого, может даже тошнить?

Мне в этом спектакле все нравится: и перестук поезда, жизнь, которая несется мимо? И красный стол —как сердце. Оно пульсирует, манит, зовет, напоминает, кроваво напоминает. Месхишвили еще хотел задник: ночь, луна, горы?

 —Джигит на коне?

 —Да, Роберт сказал: что это за Панкисское ущелье, не надо? У нас просто места нет, нужна километровая перспектива, как во МХАТе или в Театре Вахтангова?

Мне все нравится. Для меня безумно органично то, что написано, показано, что произносится и играется. Впервые для меня нет противоречия между «что» и «как». Человек наслаждается блевотиной разума. «Господи, забери все это! Освободи его от этой бренной жизни!». Я уж не говорю о главной теме, о моей теме. Я знаю, что такое в жизни терять людей, а потом забавлять себя всякими хохмами, потому что, если не будешь себя забавлять, ты повесишься?

 —Для вас так много значит эта работа?

 —Не то слово. Я впервые в своей жизни не играю в шахматы перед спектаклем.

 —А обычно играете?

 —Всег-да. Я люблю шахматы, обожаю шахматы, я не понимаю, как это люди в карты играют. Когда из 85 страниц текста восемьдесят были мои, в «Так победим», Ефремов не мог понять: вместо того, чтобы повторять текст, я с главным гримером, Николаем Митрофановичем Максимовым, режусь в шахматы. Наклеили бороду —и вперед. Я даже Эфроса не стеснялся, доску не прятал, когда он заглядывал ко мне перед «Тартюфом». «Да, Анатолий Васильевич, конечно, Анатолий Васильевич?». Он вышел, —ну, чей ход?

Я никогда не сажусь на роль. Роль упала, и я упал —не было такого. Саша, сядь! Не сажусь. Вообще к актерским предрассудкам отношусь с улыбкой. А тут изменил традиции и сам испугался. Спросил себя: Сашок, стареешь ты, что ли? Или стал очень серьезно относиться к профессии, а это мне не нравится, потому что нельзя к этой профессии серьезно относиться.

 —Вас не удивляет, насколько по-разному работает Стуруа в Москве и в Тбилиси? С актерами Театра Руставели он как будто ракеты запускает —жах, и в небо, а у нас… Вот вы очень точно «наполеон» упомянули. Долго, тщательно мажутся бутерброды, потом их водружают один на другой…

 —Но все равно по направлению это ввысь.

 —Да, но так намного дольше. И не всякий дождется, и не всякому интересно ждать. Иногда напластование смыслов, обилие подробностей отвлекает взгляд от главного. Извините, что я опять про «помехи» говорю, но мне мешала девочка в зеленом пальто —на мой взгляд, это слишком сентиментально. Мешала живая черепашка, я очень переживала за нее. В конце концов уже только за нее и переживала, потому что вы, то есть Крэпп, все время мотали ее по сцене и даже пытались куда-то за проволоку бросить?

 —Чаплин в фильме «Малыш» не знал, куда ребенка выкинуть?

Конечно, я артист, мне трудно оценивать общую картину. Но, думаю, разные методы работы —это личное дело Стуруа. Он великий режиссер, потому что его режиссура —это философия. А обычно мы приходим в театр и видим разводку мизансцен. У Роберта есть прекрасная байка про то, как становятся режиссерами. Актеры на сцене репетируют. Самому бездарному говорят: пойди в зал, посмотри, мы не перекрываем друг друга? Он идет в зал и становится режиссером. Блин, ему нравится командовать: а ну-ка налево, а ну-ка направо, перебеги, не перекрываешь, а вот теперь перекрыл?

 —Давайте с высоких творческих материй переключимся на прозаические —поговорим про СТД. Чем бы вы могли привлечь, например, меня, чтобы я побежала подавать заявление в ваш Союз? Какой толк сегодня там членствовать? Судя по прошлогоднему съезду, молодежи у вас практически нет…

 —Молодежи за минувший год чуть больше стало. Прошел съезд, набрали новую команду, поменяли стратегию в некоторых вещах.

Не я родил такой великовозрастный союз. Другое дело, что я приплыл к этому, уткнулся в этот берег —СТД как собрание пенсионеров, все очень хорошо, мило, трогательно?

Я сам шесть лет назад рассуждал по-вашему. Кроме взносов, я эту организацию не видел вообще. Ну Дом актера, ну ресторан… Когда я стал председателем, мне Ефремов сказал: Саня, СТД должен быть профсоюзом. Но не может быть общий профсоюз у актеров, скажем, и у рабочих сцены, потому что у них интересы совершенно разные.

В последнее время я серьезно задумался, что же я могу сделать, чтобы в этой общественной организации, которой 125 лет, ля-ля тополя, оставить по себе добрую память. Актер любит потолкаться со своими, почесать язык о своих проблемах… Значит, надо сохранить наши здравницы. Постепенно сделать их льготными и все-таки приемлемыми по уровню комфорта. Я посетил в этом году Щелыково, Плес —у меня сердце разрывается. Ужас просто. Короче говоря, я намерен в первую очередь заняться здравницами.

Теперь второе. Московский Дом ветеранов сцены находится в идеальном состоянии. Но у нас беда с таким же домом в Питере. Я обратился к Сергею Миронову, спикеру Совета федерации, он обещал помочь. Надо вложить деньги. Корпус столетний, савиновский. 

Полторы тыщи пенсионеров в Москве получают дополнительные 300 рублей в месяц, и еще у нас 7000 пенсионеров по стране, и выплаты уже пошли, —это мы фабрики запустили. Нам никто не помогает.

Сейчас сказать вам: Лена, вступайте в наш союз, потому что через сорок лет вам будет обеспечено место в Доме ветеранов, —это бред какой-то. Но со временем, как мне кажется, СТД должен стать клубом, где вы платите взносы и получаете льготные элитарные услуги. Я убежден, что молодежь творчески развернется после открытия нашего культурного центра. Он будет называться «Дом актера на Страстном». У меня есть идея создать там одну структуру, где творческие программы возродятся по-новому. В подробности пока вдаваться не хочу, позже поговорим. ..

 —А что с поликлиникой, вокруг которой на съезде разгорелся такой скандал?

 —Она функционирует. Поверьте, все нормально. Если бы люди жили делом, а не сплетнями… Мы оформили список услуг, бесплатно предоставляемых АО «Медицина» членам СТД, напечатали их отдельной книжечкой и роздали эту книжечку уполномоченным от театров —показывайте, рассказывайте. Все попрятали, в итоге никто ничего не знает.

 —Но ведь к Евгению Самойлову действительно «Скорая» бесплатно ехать не хотела…

 —Это был просто выходной день. Со мной однажды случилось то же самое. По выходным «Скорая» из АО «Медицина» —платная. В будни —бесплатная. Но по субботам-воскресеньям можно вызвать обычную городскую «Скорую»?

 —АО «Медицина» —оно чье?

 —Оно АО «Медицина».

 —То есть к СТД отношения не имеет?

 —И имеет, и не имеет. Когда говорят: мы отдали наше здание? Здание было на тендере. Его могли сдать Иванову, Петрову, Ройтбергу. Получил Григорий Ройтберг, академик. Это было еще до меня. Теперь туда вложены сумасшедшие деньги, —Ройтберг помешан на швейцарской технике. Он надстроил шестой этаж, седьмой этаж. Наверху мы имеем бесплатный стационар для членов СТД. .. Хватит говорить про здание. Да, здание наше. Кирпичи наши. Давайте за них держаться.

 —Александр Александрович, а почему в СТД процветает такая махровая бюрократия? Прошлогодний съезд как будто из брежневских времен вышел: мандатная комиссия, ревизионная комиссия. .. Известно же: хочешь затормозить дело, разведи бюрократию. ..

 —Это правильно. Я подумаю.

Понимаете, у меня такое состояние было на этом съезде? Я года три с половиной просто протирал в СТД штаны, пытался разобраться в их экономических проблемах и понимал, что меня обводят вокруг пальца, что я погрязаю в каком-то тягостном болоте… Начался подбор команды. На моих глазах происходила борьба нового со старым, я приобрел немало врагов. Поэтому на съезде я пытался сделать мину, будто мне все равно, а на самом деле мне было абсолютно не все равно, и я видел, что передо мной часть зала превратилась в агрессивную массу, которой все равно как, лишь бы не так. Вы были правы, когда писали, что актерский мир при близком рассмотрении —гадюшник. И мне, честно вам скажу, хотелось быть избранным на второй срок, чтобы хоть что-то успеть сделать, чтоб стыдно не было?

 —Неужели это все для вас так принципиально?

 —Знаете, я к результатам на сцене отношусь спокойнее. Не считаю себя пупом земли. Неудача —еще не конец жизни. Удача не означает, что ты уже состоялся. Дальше, дальше.

К ролям я так отношусь. А к общественной деятельности вдруг —заело.

 —Зачем вам вообще понадобилось взваливать на себя столь неблагодарную нагрузку?

 —Я больше не задаю себе этот вопрос. Это как в поезде рвануть стоп-кран на полном ходу и вылететь. Я дослужу, доеду… У меня дома категорически запрещено интересоваться делами в СТД. -Почему ты мрачный? —Можно не спрашивать?! И все. Моя мама терпеть не могла разговоров о зубах. Вот для меня это примерно то же самое.

 —Прощу прощения, но мой следующий вопрос тоже из области «стоматологии». Почему у вас сложились, мягко говоря, нервные отношения с сегодняшней театральной прессой?

 —Моему сыну 22 года, он закончил американский колледж, теперь будет учиться на философа. И я его с детства учил: Денис, бойся трех банальностей. Особенно, если они произносятся на выдохе. Жизнь —сложная штука, любовь —прекрасное чувство, и третья банальность: смерть —страшная вещь. Вот я тоже начну с банальности. Так, видимо, бог задумал, что каждый должен находиться на своем месте, и с этим местом соотносить свои возможности и свой талант. Пресса вспомогательна. Она обслуживает главный продукт. Этот продукт надо зафиксировать, оценить, донести до современников и, может быть, даже до потомков. Мы делаем, вы транслируете. И мы, и вы -это люди, которые призваны формировать культуру или помогать ее формированию. Зритель ведь приходит в зал не дистиллированным —он посмотрел телевизор, прочитал газету. И получается, что некоторые спектакли просто не могут быть поняты сегодняшней публикой, потому что ее вкус деформирован. Критика тоже сыграла свою роль в этой деформации. 

 —Вы полагаете, новое поколение критиков лишено вкуса?

 —Это поколение непостижимым для меня образом объединяет в себе полярные вкусы. Такой разноголосицы не может быть, она противоестественна. Мы спрашиваем: уважаемые критики, наш продукт будет продаваться? Одни говорят: да, это гениально. Другие —ерунда, двух рублей не стоит. Это все-таки показатель нецивилизованности нашей прессы.

Сейчас молодые актеры вообще зачастую критику не читают. Это я привык читать, я воспитан на критике, и мои «нервные отношения» связаны именно с тем, что я умею читать. Молодые видят разброс мнений: один хвалит, другой ругает. Бегут смотреть, потом спрашивают: и вот это похвалили?! Доверия все меньше. Вырабатывается цинизм: важны антрепризы, деньги, реклама, а слово критика не важно. Хотя если бы я был в возрасте Сергея Безрукова и получил такую рецензию на свой спектакль «Пушкин», я бы кинулся вам в ноги. Потому что это то, что надо. На этом можно расти.

 —Может так получиться, что театральная критика просто исчезнет, когда уйдет поколение, умеющее читать?

 —Исключено. Критика необходима. Я воспитывался на критике, она меня подводила к нужным результатам, она делала мне больно, но этот яд был для меня целителен, и я по-настоящему зла ни на кого не держу. Хотя до сих пор не могу понять, как можно было не оценить труднейшее прочтение «Шейлока». Почему мы за рубежом получаем рецензии, от которых голова кружится, а здесь такой раскосяк?.. Стуруа ведь показал то, что происходит между людьми разных кровей на самом низком подкорковом уровне. Мы можем дружить, миловаться, общих детей иметь, но чуть что —а, еврей, все понятно… Мозги плавятся, и понесло. Режиссер выстраивает биографию персонажа. Никогда Шейлок не был правоверным иудеем. Он же кипой кофе пролитый вытирает. Но как только ему больно сделали, как только его схватили за все места —он сразу кипу на голову. Я еврей, я буду из врага мясо резать. Он так давно настоящую еврейскую одежду не надевал, что там моль завелась? Моль! Это же гениально! А критик смотрит —и не видит. Не улавливает импульсы со сцены. Если спектакль трудно читается, то объясни, что надо более четко донести то-то и то-то. Мы мучаемся, репетируем изо дня в день несколько месяцев, а критик приходит один раз и пишет. Хотя бы два-то раза надо посмотреть.

 —Но ведь зритель второй раз билет покупать не будет. И если критик не может сходу расшифровать ваше послание, так уж нормальный человек —тем более…

 —Не соглашусь с вами. У нас ужасающий труд, потный труд, его нельзя с налета оценивать. Но если вы два раза пришли и ничего не поняли —значит, мы действительно были невнятны, и дело плохо. Надо двигаться друг другу навстречу. Мы нужны вам, вы нужны нам.

 —На юбилейном вечере Et Cetera вы заявили, что 10 лет —детский возраст для театра. Правда так думаете?

 —Конечно. Конечно. Мы же не в безвоздушном пространстве существуем. Театров полно, антреприз навалом. Мы среди них свое места пока не завоевали…

Дайте нам два-три сезона. Или я уйду, или театр состоится.

 —Что означает для театра —состояться?

 —Обрести стабильность. Раз в полтора-два года делать хороший спектакль, остальное время поддерживать уровень. Для этого нужны режиссеры, которые работали бы прежде всего с молодыми. Мне уже тяжко влезать в новую работу, у меня и так восемь названий. 

 —Вы вообще не хотите начинать новую работу?

 —Пока не хочу. Взял паузу. Я и так самый работающий пенсионер.

 —Чувствую, шестидесятилетний рубеж дался не без морального ущерба…

 —Ужас! У меня день рождения в мае, двадцать пятого. Наутро, двадцать шестого, приходит начальник отдела кадров: Сан Саныч, когда будем пенсию оформлять? Я взмолился: подожди, дай мне с этим свыкнуться?

 —Не жалеете теперь, что связались с таким хлопотным делом, как собственный театр?

 —Абсолютно не жалею. Гениально, что я это затеял. Я испытал сам себя. Молодежь поверила в свои силы. И, наконец, я сыграл здесь то, чего в жизни бы не сыграл. Шейлок, король Убю, Крэпп —за одно это стоило царапаться.

Можно было, конечно, не играть, а сидеть, похлопывая себя по животу, предаваться воспоминаниям и преподавать. Открыть очередную школу имени Станиславского. Наши актеры по всему миру их открывают, а на Западе же не понимают ничего, думают, что это все сыновья Станиславского? Вы сын Станиславского? —Нет, я внук Станиславского… Дети лейтенанта Шмидта.

Если мне что-то удалось, так это единственно потому, что я никогда не задумывался о концепции. Не грузил свои мысли: театр должен следовать тому-то и тому-то, надо создать новое направление, конструктивно-деструктивное? Просто бросался в воду и плыл. Где захлестнет волна, где вынесет. Инфаркт был за эти годы, все было? Главные поступки в жизни совершаются не от ума. Они имеют знак безрассудности.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета