Имена

Звенящая струна театра

, 25.05.2006
Калягин Александр Александрович, Председатель комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты РФ, Председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации, художественный руководитель московского театра “Et cetera”, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР. 
Родился 25 мая 1942, в поселке Малмыж, Кировской области. Окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина (ВУЗ). Начал работать актером в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Далее — театр имени М. Н. Ермоловой, Современник и МХАТ имени Горького. За 20 лет работы во МХАТе — сыграны большое количество выдающихся ролей. Блестяще сложилась карьера артиста и в кино. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви»? Роль чеховского Платонова принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом: В кинобиографии А. Калягина особняком стоят две роли, которые сделали его, без преувеличения, всенародно любимым. Это буффонадная, искрометная, бесконечно обаятельная тетка Чарлея в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя», и невероятный Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной версии «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Режиссерский и педагогический талант А. Калягина позволил ему в 1993 году создать собственный театр “Et Cetera”, художественным руководителем которого он является по сию пору, и на счету которого в настоящий момент уже не один десяток премьер. В конце 2005 года театр “Et Cetera” переехал во вновь отстроенное современное помещение на Тургеневской площади. В 1996 году театральная общественность страны избирает Александра Калягина председателем Союза театральных деятелей (СТД) России. На этой должности он до сих пор. В 2005 году А. А. Калягин избран председателем Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры.

ТЕАТР — ЭТО КАФЕДРА

 — Александр Александрович! В чем Вам видятся особенности русского театра?
 — К сожалению, русский театр, стремительно теряет свои особенности, и, скоро, возможно, ничем не будет отличаться от театров других стран. Хотя и сегодня он в лучших своих проявлениях, безусловно, отличается. Наш театр продолжает скрупулезно изучать человека, его связь с миром, и мир внутри самого человека. Вот такой «патолого-анатомический» процесс на высочайшем духовном уровне.
Как вид искусства наш театр развился, благодаря, главным образом, драматургии. Хотя есть, конечно, и площадной театр, и театр импровизации, и театр жеста, существует и много других направлений театра. Но изначально русский театр опирался, именно, на драматургию, на слово. Можно выделить ряд литераторов, которые основательно приложили руку к развитию отечественной театральной школы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Островский, Тургенев, Сухово-Кобылин, Достоевский, Чехов? И в советские времена были прекрасные драматурги: Горький, Розов, Вампилов? Театр развивается, именно, на основе текста, потому что в драматическом искусстве главное — слово.
Во все времена — наш театр был гоним, пьесу могли разрешить к печатанию, но к постановке — запретить: все понимали: звучащее со сцены слово имеет многократную действенную силу, влияющую на умы и души.
Истинно русский театр — это театр с большими, глубокими человеческими страстями, с широкой душой. Годами вырабатывалась эта традиция русского театра, который никогда не был т.н. сферой услуг, во всяком случае, в меньшей степени был таковым, а в большей — «кафедрой, с которой можно сказать миру много добра»: смеясь, негодуя, презирая и восторгаясь, удивляя и потрясая?.". Через все многообразие театральных жанров прорывались человеческие страсть и душа. Не могли просто так появиться на русских подмостках Мочалов и Щепкин, Ленский и Остужев, Качалов и Ермолова. Станиславский не мог бы создать свою систему на пустом месте, он основывался, именно, на традициях старой русской театральной школы, хотя та и не была оформлена в теорию. «Нужно играть нутром», — так говорили раньше. Антрепризы, всевозможные группы актеров, кочующих «из Керчи в Вологду», императорские подмостки — все это многообразие пронзает некая трепетно звенящая струна по имени — русская театральная школа, это тот театр, который заставляет думать и сострадать, который не может отпустить зрителя просто так.
Кажется, все это архаика: другие времена сегодня, и мы, художественные руководители, главные режиссеры и директора вынуждены думать о том, как привлечь публику, как «накормить» актеров, как заработать на новые постановки. Мы вынуждены считаться с тем, что расцвела буйным цветом другая стихия — индустрия развлечений, что театр, к сожалению, оказался в тисках (абсолютно для меня ненавистной) сферы услуг. Но эта стихия — не его, театр по природе своей не может быть услугой. Раньше в театр шли с трепетом, приосанившись и внешне и внутренне, посещение театра становилось для людей знаковым событием, и нельзя допустить, чтобы эта добрая традиция уходила из жизни.

ЗА РЕФОРМУ, НО?

 —Позвольте, от высокого — перебросить разговор в сторону нынешних (государственных) реформ, касающихся института театра, о переводе театров на самоокупаемость, о претензиях на театральную недвижимость? В чем суть реформ? Поддерживаете ли вы перемены?
 —Я — за реформу. Театральное дело России действительно пребывает сегодня в достаточно невнятном состоянии, мы в целом однозначно скатываемся к производству низкопробного сценического продукта. Но любая реформа должна способствовать развитию русского театра в русле многолетних традиций. Что я подразумеваю под этим?
Первое — театры обязаны субсидироваться государством, это очень малая нагрузка для госбюджета и в какой мере она должна быть оформлена, пусть решит театральное сообщество вместе с правительством, — последнее должно прислушаться к мнению театральных специалистов. Второе — это социальная направленность реформ, должна быть абсолютно точная, сбалансированная социальная программа для творческих работников. Актер боится сегодня выйти на пенсию: заслужив признание общества, он (народный артист) получает пенсию около 3-х тысяч рублей, и это? все доходы кумира публики, обласканного ею когда-то, засыпанного цветами, наделенного многими званиями и наградами. Это колоссальная драма для людей театра, и тот факт, что кто-то из них и входит в список людей, получающих Президентский грант, ничего не меняет, а лишь подслащает пилюлю. Людям в старости нужны внимание, средства, пенсионеры тратят большие деньги на одни только лекарства. Третье — рано или поздно нам все равно придется принять закон о меценатстве, придется решить вопрос и о фондах, которые бы помогали театру, о структурах, которые бы не боялись в открытую субсидировать театральный процесс. Почему «Дженерал моторс» может содержать университет какого-нибудь американского штата или огромную Филадельфийскую библиотеку, а у нас любая помощь театру предпринимательскими структурами вызывает повышенный к ним интерес налоговых органов? И четвертое, государство должно принять абсолютно ясный и недвусмысленный закон: театральные здания не могут быть перепрофилированы ни в какие другие учреждения. Сейчас же картина такова, что очень многие откровенно зарятся на театральные помещения, так и чешутся у них руки получить лакомый кусок в центре какого-нибудь российского города: под разными предлогами выселяют театры, консерватории, библиотеки, другие культурные заведения, составлявшие и составляющие архитектурный ансамбль центра городов. Театральная площадь Москвы находится в непосредственной близости от Красной площади. Здесь расположены Большой и Малый театры, Детский театр, неподалеку — МХАТ, театр оперетты, чуть дальше — Вахтанговский, театр Маяковского? И так во всех городах России, театры — всегда и непременно в центре города, они его лицо. А те, что на окраинах, необходимы жителям городов как воздух, не считать ведь очагами культуры всяческие казино и боулинги.

ЧЬЕ ВЫ, СТАРИЧЬЕ?

 —Молодое поколение в театрах сейчас бесспорно востребовано. Есть в этом смысле даже перебор. А как же со «стариками», талант, опыт и признание которых неоспоримы?
 —Картина здесь не радостная. Я все это (как и многое другое) отношу к тому, что нынешний (в условиях рынка) театральный процесс находится в стадии становления, театральной вертикали у нас пока не существует, к сожалению, а она должна быть наряду с теми законами и правилами, о которых я уже говорил. Идет «раскрутка» молодых, забыты или полузабыты многие выдающиеся «старики», почти не пишется пьес для них, на экранах не увидеть маститых актеров, которых теперь как бы не «рейтингово» снимать. Теперь все больше — молодежь, практически, одни и те же лица. Это абсолютный нонсенс: во Франции, в Англии, в Германии, в Америке, 60-70-летние артисты очень востребованы и в кино, и в театре. Сегодняшние писатели и режиссеры в первую очередь думают — а будет ли материал востребован публикой? Союз театральных деятелей РФ не может этому процессу ни указать, ни задавить его, мы можем только говорить о перекосе, косвенно воздействовать на него. Союз — все-таки общественная организация, несмотря на то, что организация крепкая, но у нее демократические посылы: мы можем советовать, устраивать лаборатории, семинары, на этих мероприятиях указывать на то, что не хватает, что хотелось бы видеть на сцене. Но? человеческое сознание вообще достаточно инертно, а уж у театрального человека — тем более, зацикленное на самом себе, любимом. Есть такая беда.
 — Театр — это еще и интриги.
 — Отношусь к этому с юмором: везде и интриги, и подсиживание, и зависть? Человек и в театре, и на заводе, и в лаборатории — везде человек, ему свойственно как хорошее, так и плохое. Единственное, что нас, безусловно, отличает от остальных профессий, даже творческих (писателей, композиторов, скульпторов) — так это постоянное и острое ощущение творческой смерти. Актер, если не выходит на сцену сегодня — завтра никому не нужен, сегодня не сыграл роль — завтра уже не сыграет, в 20 лет не сыграл, в 30 — о ней можно забыть. Скульптор может вылепить скульптуру, потом разбить ее, сваять новую, литератор, музыкант могут положить в стол рукопись, ноты? А мы, актеры, живем, пока играем. Наше искусство ежечасное, ежеминутное, ежесекундное. От актерских работ остаются только легенды. Актерская профессия — фантастически запойная профессия, в театр люди приходят не на четверть, не на половину, окунаются на все сто пятьдесят процентов. В этой профессии нельзя существовать на половину: половина — здесь, а другая — бизнесом занимается. Актерская профессия — всегда на грани сумасшествия, здесь люди живут полной жизнью: веселятся, грустят, могут пить, забываться? И все — до конца, до дна, потому что все, что связано с жизнью актера — сконцентрировано в секунде.
Если зритель не увидит спектакль сегодня, то завтра он уже будет другим, а через несколько лет этого спектакля может вообще не быть. Кино, записи телеспектаклей можно отложить в сторону, и посмотреть потом, но ни то, ни другое не фиксируют той сверхживой связи с залом, не передают оголенную реакцию нерва, незабываемую интонацию, которые родились у актера сию минуту на сцене.
 —А есть разница между «театральными академиями» и просто театрами?
 —Академические театры должны быть. Например, театр Льва Додина (Театр Европы, Малый драматический театр из Санкт-Петербурга) не академический по статусу, но с моей точки зрения, это — академия номер один. Есть театры, которые выносят слово — академический — в афишу, ну, так что ж - они исторически заслужили это право. Их мало у нас — академических театров. Но, безусловно, эти театры должны, прочно храня традиции, прислушиваться к потоку жизни. С моей точки зрения, академия должна нести в себе некий неоконсерватизм. С одной стороны, академия — хранилище ценностей, с другой — новый взгляд на явления жизни.

Я НЕ СТОРОННИК ФАСТ ФУДА

 —Многие спектакли современного театра становятся своеобразным «элитным» продуктом, предметов для светских тусовок. Как же с идеей общедоступности, введенной в жизнь еще Станиславским?
 —Во-первых, нужно повышать уровень жизни нашего народа — а это проблема общегосударственная. Во-вторых, государству нужно помогать театру, чтобы он не был вынужден завышать цены на билеты, чтобы оплачивать многочисленные расходы на подготовку спектаклей. В-третьих, все зависит от самих художественных руководителей и директоров театров, нужно уметь не поддаваться влиянию т.н. улицы. Продукция fast food — это на один день, если она регулярна — то здорово портит здоровье. Если театр занимается только «выкачиванием денег», то тусовки — становятся его органической составляющей. Но, есть же театры и спектакли, куда ходит по-настоящему подготовленная публика (вот где настоящая театральная элита), есть публика интересующаяся театром, есть — абсолютно ничего не понимающая в нем (и такая нужна), надо ее привлекать, постепенно «инфицируя» сценой, переводить в разряд театралов.
Больное место для театров сегодня — студенчество, которое, к сожалению, мы потеряли за последние годы. Раньше на слуху было слово «галерка», т.е. места для студентов, в основном на балконах и галереях. Театры раньше развивались, во многом благодаря студенчеству, все сценические создания проверялись на студенчестве и поверялись им. Была прекрасная традиция сдач новых спектаклей бесплатно для студентов, и обсуждений увиденного. Студенчество — принимало или не принимало, а потом «из уст в уста» распространяло молву о спектакле, создавая театрам необычную, но органичную и прочную рекламу. Я хочу в своем театре “Et cetera” возобновить старую, добрую практику работы со студенчеством. Нужно восстановить ее и в целом по России. 
И, конечно, наша святая забота — дети: на детские спектакли грешно повышать цены на билеты, здесь должен быть особый подход и с точки зрения экономической, и с точки зрения художественной. Ведь недаром существует правило, что «для детей ставить и играть спектакли нужно как для взрослых, только лучше».

СТАРЫЕ, ДОБРЫЕ ГАСТРОЛИ

 — В советские времена с наступлением лета театры мигрировали по стране — начинался гастрольный бум, в этом была нечто разумное, хорошо продуманное, подсказанное жизнью. Сейчас таких планомерных гастролей нет, или они — весьма случайны. Что Вы думаете на этот счет?
 — Отсутствие гастролей — большая проблема как для театрального искусства, так и в целом для общей культурной политики страны. Везде, где только можно, я об этом говорю. Принятие закона о меценатстве необходимо еще и в этом смысле, ведь для того, чтобы в новых, рыночных условиях, принять на гастроли какой-то театр — нужны деньги. Министерство культуры средств на эти цели не выделяет, вернее, расходы предполагаются, но только на гастроли столичных и академических театров. Старая добрая традиция гастролей нарушена. Самое ужасное, что потеряли от этого зрители: не во всех городах есть музыкальные театры, тем более театры оперетты, и приезд сюда такого рода театра из другого города — огромнейшее культурное (и социальное!) событие для горожан, — это важно поддерживать. В некоторых городах нет детских театров, — значит насколько же важно, чтобы иногородний детский театр или детский репертуар «взрослого» театра был здесь принят. Кто этим будет заниматься? Губернатор? Местная Дума? Меценаты? Министерство культуры? Пока нет в этом вопросе определенности. Союз театральных деятелей говорит об этом на всех уровнях, где только возможно, но театр — не шоу-бизнес, поэтому здесь «крутятся» мизерные деньги, но и такие деньги найти — проблема.

ТЕАТР НЕ В ТУПИКЕ

 — Иногда кажется, что современный театр, чрезмерно увлекшись зрелищностью, внешней суетой, пробуксовывает в своей эволюции. Так ли это?
 — Если и пробуксовывает, то в поиске пьес и драматургов, генерации режиссеров, сценографов? Но, как явление, театр — не может буксовать. Человек разве как явление буксует? Никогда. Человек развивается. Трудно, сложно, с потерями и компромиссами — но развивается. Другое дело, у человека могут быть всякие болезни, критические ситуации? Вот и мы (люди театра) сейчас находимся, примерно, в таком положении. 
Но сам театр никогда не умрет. Сценические жанры и формы не исчезнут никогда: не нами они сочинены, не нам их отменять, их сочинила жизнь. Театр — зеркало жизни. Не нами придумана трагедия, это форма жизни, античный театр перенес ее на сцену, так же как и комедию. Мелодрама, фарс, трагикомедия? — все это жанры жизни, определенные человеческие состояния — ведь театр не только отражает жизнь, он ее проявления делает более выпуклыми, зримыми?
Театр не в тупике, но он способен быть и глубже, и тоньше, и пронзительней — здесь пределов нет. Мы просто немножко сегодня? вышли на поверхность? в поисках денег, раньше двигались в глубину, потому что не думали, как выжить: «копали» Чехова, Толстого, Гоголя, копали глубоко. Театры занялись «развлекаловкой», «убойной» темой, как ни парадоксально, еще потому, что? остро чувствуют жизнь: публика нынче пошла «сериальная», на телесериалы больше реагирует. Но эта же публика способна и меняться.
У нас сейчас не «кризис жанра», а, может быть, имеет место кризис полноценного взаимодействия с жизнью. Поэтому, и внешнего больше, и пустых (с точки зрения смысла) мест — из-за временной, я верю и надеюсь, ситуации. 
Театры полны зрителем — вот главный показатель. В Москве семьдесят пять театров и более тридцати антреприз, и все они ежевечерне заполняются публикой. Спрос, как говорится, рождает предложение, если бы этого не было, то не росло бы число новых театральных образований, а прежних — бы уменьшалось. Это говорит только об одном — театр остро, органично необходим людям и искусство его вечно, невзирая ни на что.

Беседовал Юрий Шилов
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета