Имена

Больше «мыла»!

Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
Одна из крупнейших кинокомпаний мира — Columbia Tristar (Sony Pictures) решила вложить деньги в производство российских телесериалов. Для начала американцы совместно с россиянами cнимут две исторические драмы и две комедии

Российские телезрители любят сериалы. Спрос рождает предложение, и производство «мыльных опер» в стране растет опережающими темпами. А в скором времени на рынке поклонников отечественного «телемыла» появится новый серьезный игрок. Одна из крупнейших кинокомпаний мира — Columbia Tristar (в России демонстрировались ее сериалы «Рожденная свободной», «Женаты? с детьми», «Журнал мод», «Бухта Доусона», «Девушки с характером») заключила договор о совместном производстве сериалов с российской компанией «АмедиА», которую возглавляет бывший гендиректор РТР Александр Акопов. О перспективах этого сотрудничества г-н Акопов рассказал «Итогам».
— Александр Завенович, почему Columbia Tristar решила заняться производством телесериалов в России?
— Интерес Columbia в том, что студия выходит на российский рынок с новым для себя продуктом. Раньше она выступала в качестве продавца того, что производилось в США, а теперь у них появляется возможность использовать свои ноу-хау и вкладывать деньги в производство сериалов, рассчитанных на российский рынок и рынок других стран, где понимают русский язык. Дело в том, что Россия на сегодняшний день — это шестой по величине рынок телевизионных программ в Европе. И в ближайшие 2-3 года мы по этому показателю имеем все шансы обогнать Испанию и стать пятыми после Германии, Англии, Италии и Франции. Польшу мы уже обогнали. Кроме того, американские партнеры считают, что наши первые совместные сериалы будут иметь спрос во всем мире.
— Участвуют ли американские студии-мейджоры в съемках сериалов в других странах?
— Нет, это необычная практика, хотя студии-мейджоры присутствуют на европейском рынке, но в очень ограниченном количестве. Та же Columbia работает в Германии, немного — в Италии и Испании. По-настоящему активно мейджоры работают только в Великобритании, поскольку там у них не возникает языкового барьера. Поэтому я не уверен, что приход Columbia в Россию свидетельствует о начале некой массовой практики. Довольно сложно заниматься телевизионным производством, находясь на противоположных концах земного шара с разницей во времени 11 часов. Тем не менее это можно и нужно делать.
— А в чем ваш интерес?
— Преимущество для нас очевидно, мы получаем технологию производства телесериалов, которой больше у нас в стране никто не владеет.
— Что конкретно вы собираетесь делать вместе с американцами?
— Уже достигнута договоренность о производстве двух драматических и двух комедийных сериалов. Сначала должна появиться 120-серийная драма, или, как мы ее называем, «телевизионный роман» «Бедная Настя», а затем 100-серийный проект «Грехи отцов». И то и другое — исторические мелодрамы. Действие «Бедной Насти» происходит в середине XIX века, а «Грехи отцов» — в начале ХХ века. Жанр этих сериалов я бы определил как костюмное кино. Мы занялись им из-за того, что публика по историческим сериалам истосковалась. Все помнят «Петербургские тайны», но им уже 10 лет. С тех пор ничего подобного не выходило. Разумеется, это дорогие проекты, которые требуют кропотливой и серьезной работы, но мы собираемся сделать их на самом высоком качественном уровне. «Бедная Настя», например, станет самым дорогим телепроектом за последние 15 лет, а может быть, за все время на нашем телевидении. Ее бюджет составит 7,5 миллиона долларов.
— Кто же даст такие деньги на производство сериала? И как вы собираетесь окупить затраты?
— У «Бедной Насти» есть несколько источников финансирования — деньги российских инвесторов, деньги Columbia, деньги, полученные от предварительной продажи сериала одному из российских каналов. Еще есть кредиты той же Columbia и российского банка. Схема финансирования очень сложна, но, к счастью, все эти источники уже существуют, и поэтому сейчас мы спокойно начинаем производство. Затраты будут возвращены за счет продажи сериала телевизионным каналам в России и за рубежом. Продажей сериалов за пределами России и СНГ будет заниматься Columbia. И мы в этом смысле полны оптимизма. Поскольку последние лет семьдесят Columbia продает свою продукцию во все страны мира, на ее опыт можно рассчитывать и в данном случае.
— Но ведь американцы успешно продают кинопродукцию, снятую ими самими на английском языке?
— Совершенно верно. Наш продукт необычный. Но даже если результаты первых совместных проектов за рубежом окажутся не слишком впечатляющими, все равно это будет большой шаг вперед для всей российской телевизионной индустрии. Главное, чтобы за этим шагом последовал следующий. У меня есть убеждение в том, что наша сериальная продукция может занять свою нишу на мировом рынке. Мы должны решить важнейшую культурно-стратегическую задачу — потеснить киноиндустрию Бразилии, Мексики и Аргентины. Я уверен, что в странах Латинской Америки в прайм-тайм могут идти и русские сериалы. Пока я не знаю, как мы решим эту задачу, но мы ее обязательно решим. 
— А как вы считаете, в Европе и США мы сможем потеснить их собственные сериалы?
— Я не уверен, что сериал «Бедная Настя» выйдет в прайм-тайм на NBC, ABC, ВВС, ТF-1, ZDF или RAI. Но есть шансы, что западные каналы будут показывать наши сериалы в дневное время. Свежий необычный продукт нужен всем. До сих пор проблема с выходом на мировые рынки у нас была связана с несколькими вещами. Во-первых, это несоответствие наших сериалов стандартам качества изображения, монтажа, звука и еще массе технических показателей, соблюдения которых от нас требует Columbia. Во-вторых, языковой барьер. В-третьих, существуют определенные культурные барьеры, потому что искусство рассказать историю экранными средствами в России, Англии, Китае, США или Бразилии различно. Насколько русские истории будут смотреться в других странах, мы сейчас не знаем, но мы знаем, что в истории нашей литературы были авторы, которых с большим удовольствием читали и читают до сих пор за пределами России. Пока не вижу принципиальных причин, почему этого не могут сделать авторы современных телевизионных романов.
— А если все-таки вы не пробьетесь в западный телеэфир?
— Нет. Продавать наши сериалы за границу — это не самоцель. И этому, как ни странно, нас учат сами американцы. Они требуют, чтобы мы создавали продукт прежде всего для своей аудитории. Их бизнес-схема построена на том, что продукт должен полностью окупиться на своей территории. И только после этого его нужно продавать за границу. В любом случае главное, чтобы сериал посмотрели и полюбили именно российские зрители. Наши партнеры настаивают на том, чтобы мы делали «Бедную Настю» по такой же схеме. Поэтому в сериале не будет ничего, сделанного специально для зарубежной аудитории. Мы работаем для российских зрителей. И в этом принципиальное отличие нашего международного проекта от многих других, которые с самого начала делались на так называемую глобальную венгерско-китайскую аудиторию, которой на самом деле не существует. То есть мы рассчитываем окупить проект за счет продаж в России и СНГ. 
— Вы сказали, что кроме драматических собираетесь еще производить совместно с американцами комедийные сериалы. Это новый для нашего телевидения жанр. Нельзя ли об этом поподробнее?
— Действительно, комедии положений и ситуаций, так называемые ситкомы, — это для нас новый жанр. Комедийные сериалы требуют специальной технологии производства. По большому счету ситкомы — это телевизионный театр. Съемки проходят в присутствии аудитории, поэтому «закадровый смех», который многие наши зрители считают наложенным и неестественным, на самом деле — настоящая реакция публики на действия и шутки героев. Поэтому главная технологическая хитрость, которую в данном случае нам передает Columbia Pictures, заключается в том, как снять кино в присутствии зрителей. Кроме того, главное для ситкомов — узнаваемые характеры. Добрая мама, непутевый папа, младший сын-разгильдяй, быстро взрослеющая старшая дочь. Вот я описал всего четыре характера, но каждому понятно, какие забавные ситуации могут происходить с этими людьми. Разумеется, я привел для примера некую абстрактную структуру, а первый сериал, который мы будем делать, называется «Няня». Со вторым ситкомом мы еще не определились.
— Каким образом в производство сериалов вмешивается Columbia?
— К сожалению, очень нежно. Я предпочел бы, чтобы американцы вели себя гораздо жестче. Если говорить о технологии работы, то сейчас у нас по основным профессиональным позициям есть или американский консультант, или исполнитель, включенный в съемочную группу. Например, над сценарием в качестве главного автора работает Лиза Сейдман, которая писала сценарии для сериалов «Даллас», «Сансет Бич» и «Она написала убийство». Кроме того, она сейчас делает первый в США учебник о том, как писать «мыльные оперы». Нам повезло, что с нашими 15 сценаристами работает такой профессионал. Ведь искусство создания сериала, который будет идти 40 недель 5 дней в неделю, очень сложное и специфическое. С нами работает и исполнительный продюсер Джефф Лернер, который делал «Санта-Барбару».
— А самим американцам производить сериалы в России интересно?
— К счастью, с первого дня работы с этими людьми нам стало понятно: они не просто профессионалы с холодным носом, они действительно обожают этот жанр. Любят в нем работать и хотят, чтобы он еще долго существовал, в том числе и в России. 
— Как американцы оценивают сериалы, которые сейчас производятся в России? Они видели что-нибудь?
— Мы им много чего показывали — от «Бригады» до «Простых истин». И они очень высоко оценили эти проекты. С их точки зрения, в нашей стране уже существует телевизионная индустрия, которая появилась с нуля за какие-то 3-4 года. И этот факт сам по себе вызывает у них уважение. Раньше главной проблемой наших сериалов было то, что из-за малых бюджетов очень редко удавалось добиться, как говорят американцы, production-value. То есть высокой ценности сериального продукта в глазах телезрителей, для которых очень важно, что это дорогое, богатое кино, снятое тщательно. Зритель должен видеть, что ему не подсовывают халтуру. И в этом плане сегодня уже появляется возможность конкурировать с иностранным продуктом. Если 2-3 года назад наши сериалы выигрывали в основном за счет местной тематики, то сейчас лучшие образцы жанра нисколько не уступают американским сериалам. Дело в том, что у нас снимать приблизительно в четыре раза дешевле, поэтому, пересчитав бюджет «Бедной Насти» на американские расценки, специалисты Columbia заявили, что таких дорогих сериалов в Америке почти не снимают. Думаю, что там каждая серия стоила бы около 450-500 тысяч долларов, а у нас будет около 100 тысяч просто за счет того, что человеческий труд здесь стоит гораздо меньше, а телевизионное производство — вещь очень трудоемкая.
— В чем же все-таки заключается главное ноу-хау американцев?
— Они помогают нам освоить технологию производства одной серии в день, включая съемки и монтаж, — до сих пор у нас снимали серию за 5-10 дней. И это при том, что в сериале будут натурные съемки в Москве и Петербурге и еще интерьерные в трех павильонах. В России никто никогда ничего подобного не делал. Сложность еще и в том, что снимать надо серию в день, но ощущение у зрителя должно быть такое, будто ее снимали как минимум месяц.
— Есть ли принципиальная разница в том, как к производству сериалов относятся наши и американские производители?
— Принципиальной разницы я не вижу. И у нас, и у них есть понимание того, что прежде всего мы работаем для зрителя. Поэтому в 80 процентах случаев работа над сериалом сводится к тому, чтобы понять пожелания зрителей и постараться быстро их реализовать. Чтобы понять пожелания зрителей, мы проводим фокус-группы, отслеживаем результаты социологических исследований на тему зрительских предпочтений в телесмотрении, следим за всевозможными опросами и телевизионными рейтингами. Только в 20 процентах случаев сериал снимается не по чьему-то заказу и не по результатам исследований, а просто по идее автора, который предлагает продюсерам или вещателю сценарную заявку. Мы совпадаем и еще в одном принципиальном моменте — стремлении произвести наиболее качественный продукт на существующие средства. Поэтому в подходах я большой разницы не вижу. Есть разница в школе и традициях производства.
— В чем же именно?
— Например, команда, которая будет работать над «Бедной Настей», состоит из 250 человек, столько же людей делали бы этот проект и в Америке, но по большинству ключевых специальностей у нас нет точного аналога тем профессиям, которые существуют в американском производстве. У нас были разные представления о функциях режиссера, продюсера, ответственного продюсера, линейного продюсера, продакшн-менеджера, актеров. Например, наша актерская школа не готовит артиста к тому, что надо выучивать 8 минут текста каждый день, потом проводить на съемочной площадке 8 часов, и так много дней подряд. У нас учат киноактеров, которых в редких случаях снимают за день больше минуты. У них есть возможность проанализировать характер, понять, в каком состоянии находится герой в конкретный момент, разобрать саму сцену. И представьте себе, что за один съемочный день надо снять не минуту, а 20 или 40 минут. Поэтому мы так тщательно подходим к процессу подбора актеров. Вот уже три месяца мы проводим кастинг по всей стране — пробуем опытных артистов, начинающих актеров и непрофессионалов. Для нас важны не только внешние данные, но и работоспособность, умение быстро запоминать достаточно большое количество текста.
— А чем различаются функции нашего и американского режиссера?
— У американцев над такими сериалами обычно работает восемь режиссеров одновременно. А теперь вспомните, вы когда-нибудь видели двух режиссеров, которые могут договориться между собой? Кроме Алова и Наумова. А тут договариваться должны восемь человек. Между тем реализовать проект с меньшим количеством людей невозможно. У каждого режиссера своя задача. Кто-то занимается исключительно камерами, кто-то действием, работой с актерами, мизансценами, кто-то отвечает за съемки на натуре, кто-то за монтаж. Команду режиссеров возглавляет творческий продюсер, который следит за тем, чтобы все потом склеилось. Он отвечает за конечный результат. Кто станет таким человеком на «Бедной Насте», мы еще не определились. Разделение функций существует и между сценаристами. Сначала разрабатывается история целиком, потом пишется проект каждой серии, потом появляются диалоги. В итоге сценарии попадают к редактору, который приводит их к единому знаменателю, чтобы у зрителя возникло ощущение, что над сценарием работали не 15 человек, а один. 
— В России есть профессионалы, которые могут выполнить задачи, о которых вы говорите?
— В России есть большое количество людей, которые могут в исторически обозримые сроки легко освоить эту технологию. Но лишь в том случае, если они будут зациклены не на своих личных амбициях, а на результате команды. Люди должны понять, что такого рода творческий продукт требует коллективной работы, где усилия каждого будут замечены, но ту же самую работу рядом с ним будут делать еще несколько человек. Каждый участник производства легко сможет сказать: «Это сделал я», но он должен спокойно отнестись к шеренге из еще 200 человек, которые тоже сделают шаг вперед и хором скажут: «Это сделали мы».
— А есть шансы, что американцы будут вкладывать деньги в наше не только сериальное, но еще и в кинопроизводство?
— У меня нет никаких сомнений в том, что это произойдет. Но я ожидаю американских инвестиций в наш кинематограф примерно через пять лет. Кстати, я уверен, что снимать совместные фильмы нам будет гораздо проще, чем сериалы. Так как технологии производства полнометражных фильмов больше похожи. И наши, и американские кинопроизводители понимают, что главное — это бюджет и сценарий. 

ВРЕЗ: ПАРТНЕР
Американец в России

Со стороны Columbia Tristar International Television в работе над новыми телесериалами участвует вице-президент компании Джефф Лернер:
«Мы пришли в Россию, потому что почувствовали, что именно сейчас на российском рынке наступил момент, когда подобное производство наиболее востребовано и наша совместная работа с „АмедиА“ вызовет большой интерес как у российской аудитории, так и в других странах. Кроме того, мы изучаем результаты социологических исследований и можем с уверенностью предполагать, что сегодня интересно российским зрителям. Основываясь на нашем опыте работы в аналогичных проектах, я могу сказать, что это, как правило, не только крайне результативно, но и потрясающе интересно для обеих сторон.
Надо сказать, что сложностей здесь не больше, чем в любом другом проекте, над которым работают люди из разных стран. В первую очередь сложности вызывают языковой барьер и различия культур — это наиболее заметно в период сценарной работы. Но хороший перевод, наличие исторического консультанта и простое общение в процессе работы помогают преодолеть эти трудности. И, во-вторых, конечно, одиннадцатичасовая разница во времени, но к этому тоже быстро привыкаешь. Одним словом, если обе стороны готовы работать в команде и хотят получить лучший возможный результат, они всегда найдут способ решения любой проблемы».
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета