Имена

Вступительный доклад А. Калягина на V (XIX) Съезде Союза театральных деятелей России


Дорогие друзья!

У вас у всех есть основные документы, связанные с жизнедеятельностью нашего союза в последние пять лет. Думаю, что многие из вас уже имели возможность с ними ознакомиться. И потому, у меня нет нужды в подробном отчете, мне не надо называть цифры, все равно со слуха они не воспринимаются.

Но я хотел бы отчитаться перед вами о моем последнем визите к Президенту России В. В. Путину. Наша встреча длилась час. Я назвал четыре программы, которые, как считает Союз театральных деятелей, следует осуществить в ближайшее время.

В первой из них речь шла о государственной поддержке театра для детей и подростков.
Я высказал свою озабоченность судьбой детских театров в условиях рынка. Как спасти детский театр? Если он исчезнет, то и у «большого» театра — судьба плачевная. Нужна специальная Программа поддержки детского театра у нас в стране. Нужно поддержать драматургов, пишущих для детей, постановки спектаклей для детей и подростков (неважно, в каком театре, даже в антрепризе). Обязательно нужны гастроли со спектаклями для детей и подростков. Ведь у нас по всей России, если не считать Москвы и Петербурга, меньше 50(!) театров юного зрителя. В половине субъектов России вообще нет ТЮЗов! Дети лишены возможности видеть живой театр. Что им остается? — интернет, телевизор и дискотека.
Второе, что мы обсуждали, это необходимость поддержки театрально-гастрольной деятельности в России и обменных гастролей театральных коллективов стран СНГ и Балтии, и в частности, детских спектаклей.

Третьим вопросом был вопрос о поддержке любительского театрального движения. 
Я назвал причины необходимости возрождения любительского театрального движения. 
80 процентов городов России не имеют театров, и любительский театр может возместить их отсутствие. 

Его роль уникальна в социальной адаптации молодежи, детей и подростков, именно здесь можно воспитать творческих инициативных людей, которые нужны в любой сфере деятельности. Не говоря уже о том, что в любительской среде как раз и происходит первое увлечение театром, которое потом становится делом жизни.
Четвертая программа, которую мы предложили Президенту — это поддержка русского театра за рубежом.

Вы знаете, что в 2004 году по инициативе СТД РФ возник Центр поддержки русских театров за рубежом, который все это время работал под патронатом Президента России. Сегодня в странах ближнего зарубежья существует около 80-ти активно действующих русскоязычных театров, для огромного количества наших соотечественников, эти театры — единственная связь с Россией, ведь не случайно русский театр в этих странах именуют Русским Домом. И я призвал продолжить эта работу по сохранению русских театров в наших бывших республиках.

Естественно, что на встрече с Президентом был поставлен очень для всех нас важный вопрос — вопрос о реальной заработной плате в театре. Я назвал неутешительные цифры, хорошо вам известные, и объяснил, что даже если эти ставки будут увеличены в полтора раза, как это предусмотрено планами Правительства, проблема решена не будет. Нужны принципиально новые подходы.

Должен сказать, что Путин с пониманием отнесся ко всему, что я говорил. Он попросил меня изложить концепцию каждой предложенной программы, подробно обосновать все наши предложения. Мы эти материалы подготовим в ближайшее время. Вот так прошла встреча с Президентом России, на которой я был от вашего имени, представляя ваши интересы. И мои дорогие, я хочу вам сказать — к нашему Союзу театральных деятелей, к общественной организации, представляющей интересы Театра Страны, есть огромное уважение. 

Теперь о том, что произошло с нами в эти пять лет. Я буду краток.
Я думаю, что, как и для меня, так и для всех вас, в последние годы ключевым словом нашей жизни стало — реформы. В нашем языке вместо исконных и родных — подтекст, сверх-задача, зерно роли и т.д. — появились — тендер, казначейство, замещение бюджета, и, наконец, самое сакраментальное — автономное учреждение. Да что говорить, мы даже анекдоты друг другу рассказывали исключительно на эти темы.

А что было делать в ситуации, когда реформированием театрального дела занялись Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов.
И, если бы Союз театральных деятелей России не взял бы на себя труд отстоять интересы своего сообщества, то неизвестно, какие результаты мы сегодня имели бы.
Мы сумели начать диалог с этими экономическими ведомствами, с властью, впрочем, что вам мне об этом рассказывать — вся борьба происходила у вас на глазах и вместе с вами. Сразу, как только мы услышали о готовящемся реформировании бюджетной сферы, которое должно было коснуться и театра, мы вызвали в Москву представителей регионов, дали им слово, дали возможность высказать свою позицию. Мы проводили совещания, пресс-конференции, состоялся Второй Всероссийский форум «Театр: время перемен». Мы выступали на Парламентских слушаниях, в Государственной Думе, встречались с губернаторами, представителями Администрации Президента РФ. И все это не для того, чтобы приостановить реформы вообще, а только те, которые могли принести вред системе российских театров. Мы сделали все возможное, чтобы привлечь к себе внимание и привлекли. Нам помогли журналисты, которые облекли все наши эмоции в газетные статьи, в телевизионные и радио сюжеты. Нам помогла Общественная Палата, которая потребовала на экспертизу Закон об автономных учреждениях. Спасибо моим коллегам из Общественной Палаты, которые активно включились в эту ситуацию и заняли нашу позицию. Спасибо\комитету по культуре Государственной Думы.

И сейчас я могу объявить — мы одержали победу. Принят в окончательном виде, в третьем чтении в Государственной думе Закон об автономных учреждениях, в котором все (!) наши предложения учтены.

Я хочу вам разъяснить, чего мы добились.
Для театра, выбравшего форму автономного учреждения, сохраняется финансирование в объеме, не меньше, чем было. Больше — возможно, а меньше — нет! Дальше, в законе записано, что объем финансирования определяется с учетом расходов на уплату налогов на имущество и земельные участки. То есть, бремя содержания имущества остается за учредителем. Объем финансирования учреждения не зависит от его типа. Это означает, что при переходе из бюджетного учреждения в автономное нельзя будет сократить бюджетное финансирование. И что еще важно. Переход в автономное учреждение не рассматривается, как реорганизация, поэтому ни ликвидации, ни изъятия имущества быть не может, а мы этого очень опасались. Следующий вопрос, который нас беспокоил, — участие коллектива в принятии решения о своем преобразовании. И это тоже решено. Предложение о создании автономного учреждения готовится исключительно (!) по инициативе или с согласия существующего бюджетного учреждения. В проекте закона сохранены все права автономного учреждения самостоятельно распоряжаться заработанными средствами, открывать счета в коммерческих банках. Не будет необходимости ходить в казначейство, проводить эти бесконечные тендеры, торги, котировки. Одновременно с принятием этого закона, приняты и изменения в Основы законодательства о культуре о наблюдательном совете автономного учреждения в качестве органа управления. В Основы законодательства о культуре внесена специальная статья, где записано: «По предложению организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, учредитель может упразднить наблюдательный совет и сам исполнять его функции».

Итак, дорогие друзья, я еще раз повторю, мы одержали победу! Повторяю это, не скрывая гордости за всех нас, за наш Союз, который доказал, что является мощнейшей корпорацией, серьезным институтом гражданского общества.
И я уверен, что эта победа стала возможной, только благодаря тому, что мы сохранили свой творческий союз. Именно творческий, с его статусом и полномочиями.
Пять лет назад мы провозгласили курс на сохранение нашего творческого союза и установили его приоритеты — всестороннее развитие, поддержка и защита сложившейся в России уникальной театральной системы, представительство во всех органах законодательной и исполнительной власти, где решается не на словах, а на деле судьба нашего театра.

Мне кажется, что эту непростую задачу мы выполнили. С полным правом могу сказать, что Союз театральных деятелей не пропустил ни одной возможности заявить о своем понимании того, как должен развиваться театр в партнерстве с государством, именно Союз театральных деятелей оказался в эти годы серьезным партнером и оппонентом государства в решении судьбы театра.

Сейчас принят закон, который будет работать не против театра, а на театр. Он предлагает каждому коллективу время и выбор, как и в какой организационной форме ему жить, он не освобождает государство от финансовых обязательств по отношению к театру. Этот закон, мне кажется, даст свободу экономической инициативе, уберет множество преград, которые мешали нормальной практике театральной работы.
Если б мы были слабы, если б поддались на реорганизацию, на превращение в группу профсоюзов по интересам, уверяю вас, мы жили бы сегодня в другой театральной среде, в иной театральной России. 

Честно говоря, очень хочется услышать, чтобы кто-нибудь вразумительно объяснил, зачем нужно разрушать творческий союз ради профсоюза? Если кто-то очень хочет создать профсоюз — флаг в руки, пожалуйста! Я и сам в него вступлю, если этот профсоюз не окажется словесной пустышкой.

Но нельзя разрушать союз творческий, в котором представлены все люди театра как единая корпорация, не растащенная на конфликтующие профсоюзы актеров, режиссеров, продюсеров, театральных художников, критиков и т.д. Неужели не понятно, что на этом этапе развития нашей государственности это было бы для нас самоуничтожением?

Я должен сказать, что сторонники реорганизации СТД в профсоюз, как правило, одержимы еще одной радикальной идеей — идеей закрытия театров. И, если разговоры о профсоюзе, вызывают у меня лишь легкое раздражение, то речи о закрытии театров меня по-настоящему возмущают. Я уже не раз говорил, но готов повторять это снова и снова — нельзя закрывать театры, нельзя после себя оставлять выжженное поле — нам этого не простят. Я не принимаю такого рода аргументы — дескать, тот или иной театр не отвечает художественным требованиям.

Закрывать театр только потому, что в настоящее время в нем нет художественных достижений, это то же самое, что решиться убить больного, вместо того, чтобы взяться за его лечение. 

Я могу назвать массу примеров, когда с приходом лидера ситуация в театре менялась. Давайте вспомним, что было с театром Ленинского комсомола до прихода Анатолия Васильевича Эфроса, или уже позже, после его ухода до того, как пришел туда Марк Захаров. В какой театр пришел Товстоногов? Или Юрий Петрович Любимов? В Воронеже — Дроздов, в Омске — Хайкин. Как изменился Красноярский ТЮЗ, когда в нем появились Опорков, а потом Яновская и Гинкас. Нужно приводить другие примеры? Вы их и сами знаете.

Да, я уже слышу в ответ: где их сейчас взять таких мастеров. Это действительно сегодня самая важная проблема нашего театра — отсутствие нового поколения художественных лидеров. И дело не в том, что нет талантливых режиссеров, а в том, что очень немногие из них готовы к строительству театра. Я встречался с молодыми режиссерами в СТД в дискуссионном клубе, и, судя по их высказываниям, они в основном не хотят брать на себя груз ответственности за театр. Они готовы отвечать исключительно за свой спектакль — зачем им воспитывать труппу, выяснять отношения с директором, думать о репертуаре, когда более выгодно и менее хлопотно переходить из театра в театр с разовыми постановками. Можно их упрекнуть в прагматизме, в отсутствии театрального романтизма, но давайте будем честными, в этом виноваты мы, сегодняшние руководители театров. Мы создали эту практику, при которой, как говорил Мейерхольд режиссер «танцует». «Сегодня „оттанцевал“ в Пушкинский театр, а завтра „оттанцовывает“ в другой театр» — негодовал в свое время Всеволод Эмильевич. Но для нас такое существование — это норма. Если лет десять назад, мы беспокоились, что молодым режиссерам трудно входить в профессию, и мы говорили о необходимости свободных площадок, открытых сценах, и многое в этом направлении уже сделали, то сегодня для режиссеров проблема задержаться в профессии. А «задержаться» он может ровно столько, сколько времени ему отпущено театральной модой. Театральную моду определяют театральные критики, а мы ей послушно следуем. Модный режиссер ставит на лучших сценах страны, но до первого провала. Неуспех не прощается, кумир сходит с пьедестала, и никого не волнует его дальнейшая судьба. Я могу назвать множество имен, которые ярко загорелись, но ныне их ни кто не вспоминает. Место кумира быстро занимает другой. И этот порочный круг, прочерченный критикой, поддерживается театрами, которые больше всего сейчас бояться потерять успех. Я помню, как Олег Николаевич Ефремов мог выступить на труппе и открыто признаться — у нас провал. А сейчас мы лишили художника права на неудачу, а это означает только одно — отсутствие возможностей творческого развития. 

Почему я об этом говорю сегодня, здесь, на съезде? Потому что считаю, проблема современной режиссуры — это самая главная проблема отечественного театра. Что может СТД?
Пока мы сделали первый шаг — под своей эгидой создали Режиссерскую гильдию России. Я надеюсь, что Гильдия будет не только отстаивать свои права, но займется и процессом восстановления режиссерского корпуса, добьется того, чтобы театры брали под свою крышу «воспитанников» на длительное обучение, осуществит ревизию режиссерских кадров и т.д. Мы готовы во всем ей в этом помогать. Сегодня по всей России страшная недостача режиссуры, без которой театральное дело умирает. Надо заново решать проблему подготовки нового режиссерского поколения. Это важнейшая задача наших творческих ВУЗов.

Будут деньги, будут пенсии, будут семинары и здравницы, но не будет хороших спектаклей, ради которых существует театр. Тогда зачем и кому мы нужны? В минувшие пять лет явно укрепилась опасная и губительная тенденция коммерциализации наших театров. Да, театр помещен в раздел «услуги населению», да, нас оскорбляет, что значение театра в обществе не столь высоко, как это было прежде. Но роль «властителей дум» надо завоевывать самим. «Художник спроси с самого себя» — моя любимая формула, которая действует во все времена. Слава богу, у нас нет цензуры, но не все ж позволено! По крайней мере, государственному театру, содержащемуся на деньги налогоплательщиков.

Самое время, мне кажется, вспомнить о совести художника, о социальной ответственности театра, на котором всегда были и есть две функции: художественная и социальная. Взывать к государству о помощи мы обязаны, но давайте подумаем о том, какую нравственную и художественную пищу мы предлагаем публике. Какую дребедень рекламируем. Говорят, что иного пути нет, что оболваненное родным телевидением население, приходит в театр, настроенным только на жвачку дурного развлечения. Я бы сказал так: мы сами коллективно готовим себе того зрителя, который к нам приходит. 
Служим ли мы душевным запросам современного зрителя? Боюсь, что нет.
Нужно ли общественной организации заниматься этими вопросами? Уверен, что нужно. Общественная организация должна быть той трибуной, где формируется общественное мнение. Именно здесь, в нашем творческом Союзе мы вместе, сообща в спорах и дискуссиях, должны вырабатывать стратегию развития театрального искусства.

Двадцать лет назад Всероссийское театральное общество было преобразовано в Союз театральных деятелей России. И сделано это было правильно, в меняющемся мире было необходимо приобрести высокий статус. Но это вовсе не означало, что Союз снял с себя задачи благотворительности. Эта задачи решались и решаются сейчас. Я должен сказать, что в последние годы стабилизировалась работа наших фабрик, мы доплачиваем к пенсиям, не так много, как хотелось, но все же доплачиваем, мы содержим дома ветеранов сцены, сохранили наши здравницы, сохранили льготы на путевки, планируем расширить сеть здравниц в регионах, возможности отдыха для людей театра. Обо всем этом вы могли узнать из отчета Секретариата, где подробно изложены все факты, обозначены цифры. Мы резко активизировали творческую составляющую жизни СТД: возобновились, как в лучшие годы ВТО, работа лабораторий, семинаров, мастер-классов, их стало вдвое больше. Мы присоединили к российским участникам режиссеров и актеров из русских театров бывших советских республик. Мы проводим не мало фестивалей, и в Москве и в регионах, некоторые из этих фестивалей стали неотъемлемой частью мирового театрального ландшафта. Говорю это не для отчета, не для того, чтобы возгордиться. Просто хочу сказать, что мы шаг за шагом восстанавливаем то лучшее, что когда-то было в ВТО, и надо это делать впредь с максимальной настойчивостью. Но, конечно, не все у нас получается. Нам надо больше внимания уделять регионам, быстрее реагировать на проблемы, которые возникают на местах, больше проводить творческих командировок, лабораторий и мастер-классов и т.д.

Не сомневаюсь, что среди национальных проектов, которые сейчас объявлены, со временем должен появиться национальный проект, адресованный культуре. Но этот проект должен включать в себя не только вливание финансовых средств, он должен предусмотреть государственную политику в области театра. Одной из главных ее задач должна стать поддержка творческой молодежи.

Я очень рад, что благодаря тому, что нам удалось завершить строительство театрального центра СТД «На Страстном», у нас появилась площадка, где мы можем под своей крышей объединить новое театральное поколение. Очень быстро театральный центр СТД стал местом, где собирается театральная молодежь. Театральный Центр предоставляет молодым режиссерам свою сцену, здесь проходит фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой Шанс», осуществляется масса других интересных проектов. К концу сезона 2006/2007 года должна быть проведена «Летняя театральная школа», которая соберет молодых людей со всей России, для них будут проходить мастер-классы по всем театральным профессиям, от гримеров-пастижеров, реквизиторов, осветителей, до администраторов и директоров театров. На сцене Театрального центра «На Страстном» показывали свои спектакли российские театры, русские театры стран СНГ. 

Сегодня мы все живем в новой России, в иной ситуации, и потому у нас другие цели. Нам надо не только сохранить СТД как творческую организацию, нам надо решить гораздо более сложную задачу — сохранить и модернизировать театральную систему России. Что я подразумеваю под словом «модернизация». Во-первых, многообразие организационно-правовых форм театра — театры могут быть государственными бюджетными, частными, антрепризами, во-вторых, контрактная система, введение свободных площадок и развитие антрепренерской деятельности, появление в театре такой фигуры, как продюсер и т.д. Но самое главное для нас — сохранить русский репертуарный театр, наше национальное достояние. В опросе, подготовленном газетой «Культура» в преддверии съезда, два исследователя, историка театра В. А. Максимова и А. В. Бартошевич высказали одну и мысль и мессианской, просветительской функции, которую наш театр всегда выполнял. Я думаю, что и на тему нам имеет смысл подумать.

Дорогие друзья! Я хочу предложить съезду высказать свою позицию по вопросу российско-грузинских отношений. Мы все негативно относимся к политике господина Саакашвили, не приемлем всех его действий, но это не означает, что мы можем перечеркнуть наши давние культурные связи с Грузией. Я не стану сейчас называть великие грузинские имена, вошедшие в русскую культуру, тех наших коллег, с которыми мы работали, и я уверен, будем работать. Сегодня мы должны заявить, что ни что не может разрушить наши культурные, человеческие связи, с театральными деятелями Грузии. 

И последнее. Я хочу поблагодарить всех своих коллег, которые так самоотверженно и преданно служат нашему театральному Союзу. Моя огромная признательность всему Секретариату СТД, моим заместителям. Огромное спасибо всем сотрудникам региональных отделений СТД РФ, Центральному аппарату. Моя вам бесконечная признательность, дорогие друзья, вы настоящая команда единомышленников.

Я желаю нашему съезду быть конструктивным, критичным.
Давайте, как сказал бы Константин Сергеевич, «зазернимся» на одной сверхзадаче: каким путем наш Союз должен помочь российскому театру сохранить свои живые силы и огромные возможности для будущего развития. 




Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета