Имена

On-Line конференция на Известия. ру

1 февраля состоялась on-line конференция художественного руководителя Et-cetera А. Калягина.
Эта конференция была опубликована на сайте Известия. ru.

Ниже мы приводим полный текс конференции в хронологическом порядке

16:19 Александр Иванович Савельев
 —Александр Александрович, В чем, по-Вашему, состоит смысл человеческой жизни? Как этот смысл должен осуществиться в актерской профессии?

 —На этот вопрос видимо каждый ответит по-своему. Видимо, каждый будет прав. Потому что этим вопросом задается любой мыслящий. Поэтому мой ответ на этот вопрос зависит еще от моего характера — мне кажется что смысл человеческой жизни это еще и радость помимо основополагающих (терпение, преодоление и т.д.). Живое существо должно испытывать радость, что оно появилось на свет и что ему дан шанс прожить по космическим меркам какое-то мгновение с радостью великой. Сразу можно ответить на второй вопрос. Все зависит от характера и в актерской профессии так много подводных камней, рифов, основанных на личностных качествах. Здесь и амбиции, тщеславие, что все равно все это должно испытывать радость, потому что люди творчества самоотверженны. Вы только вдумайтесь — всю жизнь заниматься лицедейством. То есть говоря бытовым языком кого-то изображать, кого-то показывать. Поэтому в этой профессии должны быть люди не лишенные чувства юмора.

16:22 Александра из Киева
 —Когда можно увидеть любимого актера в Киеве?

 —Киев один из ностальгических городов в моей душе, поэтому желание быть там проездом или на работе оно это желание всегда присутствует, но многое зависит не только от меня.

16:29 Светлана М. -Лондон
 —Могли бы Вы назвать роль, которую Вы хотели бы переиграть сегодня, учитывая ваши идеи и мировоззрение?

 —Это достаточно сложный вопрос, потому что в принципе, и я говорю абсолютно честно, я не могу назвать ни одной своей роли, которой бы я остался доволен. Мне кажется любую роль хочется переделать, но проходит время и ты понимаешь что «ребенок» родился таким, и надо носить и любить его какой он есть. Я всегда задаю себе вопрос, почему великие режиссеры иногда любят ставить пьесы, например, возвращаться к пьесам неоднократно. Например Роберт Стуруа 4 раза поставил «Гамлета». Мне самому это интересно даже с какой-то биологической точки зрения. Я понимаю, что Шекспир неисчерпаем, но почему один человек в течение своей жизни возвращается к одной и той же теме, пьесе? Актеру, видимо, труднее, потому что актер каждый день играет эту роль, и он каждый день практически вбивает в себя слова, мысли, философию роли, и потом выкорчевывать это все чрезвычайно сложно, даже спустя много лет. Мне так кажется. И пусть эти роли остаются в вашей памяти такими, какими они родились.

16:36 Александр Иванович
 —Что из созданного Вами — Вы считаете наиболее значительным? Имеется в виду актерская деятельность.

 —Идут года и мне уже страшно сказать, скоро 60 и с каждым годом задаешь себе один и тот же бестолковый вопрос, а что ты значительного сделал в этой жизни, я имею в виду в этой актерской профессии. Иногда мне кажется — ничего, иногда кажется даже, что я как был родом из детства, как мои родственники говорили всегда: «Аличка талантливо кривляется». Так, видимо, я до сих пор талантливо кривляюсь, а может быть и не талантливо, это зависит от формы, настроения. Но на этот вопрос, честно говоря, не хочется отвечать не потому что он плохой, а потому что с этим вопросом я живу все время. И мне всегда кажется, что сыгранная мною новая роль в кино, или в театре, что это тот пик, тот Эверест, который я наконец-то взял. Но проходит время и понимаешь, что тот самый Эверест, который мне казался Эверестом, на самом деле холмик. 

16:43 Ксения (Киев)
 —1. Занимаетесь ли Вы (помимо театра) каким-либо бизнесом? 2. Ваш любимый партнер на сцене и в жизни? 3. Есть ли у Вас домашние животные? Какие?

 —Бизнесом я не занимаюсь никаким, но театр так как я руководитель, это видимо тот самый бизнес, который позволяет удовлетворять с одной стороны свои потребности, потому что занимаюсь актерским трудом, режиссурой, но с другой стороны приносит мучение, хлопоты, как и любой бизнес. Руководить театром сейчас это тоже своего рода руководить бизнесом, потому что за тобой люди, за тобой многие человеческие судьбы и все зависит от умения. Что такое любимый партнер на сцене? Это, видимо, простите за такую банальность, талантливый партнер. Но ни каждый талантливый партнер может стать любимым, и такой может быть ответ. Домашних животных нет. Хотя много раз были мысли завести домашнее существо, но для этого нужно время и ты понимаешь, что ты будешь отвечать за него, а в моей профессии мне представляется это тяжело.

16:48 Ирина, Москва
 —Александр Александрович, а каково талантливому, тонко чувствующему актеру не в театре и не в кино, а в чиновничестве? Вы сознательно пришли к этому? Спасибо

 —Я сразу хотел бы сказать, что я ни о чем не жалею, и когда 5 лет назад меня избрали председателем Союза театральных деятелей России, я очень хорошо понимал, что помимо почета и ответственности, это еще и каждодневная чиновничья волокита. Потому что председатель СТД это чиновник, который должен аккумулировать всю театральную жизнь России. И конечно я не был готов к этой чиновничьей профессии, но как бы задолго до избрания председателем, я начал руководить театром. А руководитель театра, это тоже чиновничья служба. Что такое чиновник в театральном смысле — это пробивать, ходить, топтать дорожки, ковры, молить, просить и, в каком-то смысле, талантливо просить, талантливо вымаливать. И если ты тонко чувствующий актер, то в конце концов можно испытать даже радость, когда в тонко сыгранной чиновничьей роли ты добиваешься каких-то результатов. То есть не без актерских способностей.

16:57 **********
 —Господин Калягин во время вашего визита в Алматы в 80-х годах вы играли в спектале Ленина. Один из очивидцев тех событий спросил вас будет ли «киношная» версия спектакля про Ленина. По словам очивидца вы ответили что нет, поскольку Ленина надо смотреть только в Театре, а у телевизора в домашних тапочках — ни в коем случае. Господин Калягин скажите действителльно ли так и было, и как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

 —Да, абсолютно правильно. Я так ответил. Политический фильм, политический спектакль, политическую роль надо смотреть в каком-то особом месте, в театре или в кинозале и желательно сообща, потому что политика это всегда публичность и хорошо бы, чтобы публичность была также и обратного свойства, то есть воспринималась не публикой-одиночкой, а публикой-массой.

16:59 Галина, Москва
 —Чем сейчас занимается Ваш сын? Несколько лет назад он учился в Америке в престижной частной школе. Он пошел по Вашим стопам или избрал к-л другую специальность?

 —Мой сын Денис заканчивает колледж и, к моему изумлению, он хочет идти в искусство. Пока он, может быть, до конца не определился, но из наших разговоров я понял, что у него большая тяга к режиссуре и дальше ему решать как и где учиться этой профессии. 

17:11 Татьяна, Москва
 —Что произошло с ВТО за время ельцинских реформ? Каким образом сегодня удается выживать российским театрам?

 —СТД-ВТО в этом году 125 лет. Это мощнейшая театральная организация и конечно же за время ельцинских реформ она пережила бурное и тяжелое время. Благодаря деятелям театра, благодаря Михаилу Ульянову эта организация выжила и теперь, как мне кажется, пришло время когда СТД-ВТО, имея колоссальные корни, традиции должна приумножать и жить уже по рыночным законам, что иногда сложно. Российским театрам жить сейчас трудно. Кризиса театральных идей нет. Наоборот театральная жизнь очень бурная, разнообразная. Конечно у нас еще сильно хромает вкус, есть проблемы с театральной режиссурой, колоссальные проблемы с театральной критикой. Но эти проблемы были и будут, потому что театральная жизнь России очень живая ткань. Но российским театрам, подчеркиваю, как организациям, жить сложно. Это зарплаты, это деньги на постановку, это гастрольная жизнь… К сожалению, закон о театре до сих пор не принят, а мне кажется, что это во многом бы определило статус российского театра сейчас, как репертуарного так и антрепризного. В законе о театре должны были бы быть прописаны права актера, режиссера, работодателя в театральной жизни. Это особый статус, это особый разговор. Российским театрам как организациям, действительно очень тяжело жить. Власть это знает, нас слышат, понимают, но не всегда, к сожалению желание поспевает за законодательной инициативой.

17:15 Семина Ирина
 —Добрый день, Александр Александрович. Накануне Съезда Союза театральных деятелей в октябре 2001 года Вы были на приеме у президента Путина. Уходя из Кремля, Вы сказали журналистам: «Я счастлив, что был понят. Театральное сообщество может быть уверено, что власть знает, слышит, понимает наши проблемы и делает все возможное, чтобы их решить». Прошло три месяца, что же все-таки сделано властью, решена ли хоть одна проблема или это просто пиаровские разговоры перед съездом?

 —Дорогая Ирина! По-настоящему пиаровские разговоры так и останутся только пиаровскими, если они не подкреплены делом. Но если после встречи с президентом Путиным у нас сдвинулось с места решение о создании негосударственного пенсионного фонда театральным деятелям, — это уже много. Мы живем в России и, к сожаления, без решения высшего руководства ничего не делается. Негосударственная пенсионная система для театральных деятелей, для пенсионеров — это благо, и если это будет до конца доведено, это принесет колоссальную помощь пожилым людям театра, которые отдали жизнь на сцене. Сейчас мы этим занимаемся вплотную, как впрочем и другими проблемами о которых можно говорить и говорить.

17:20 Александр, студент
 —Какова сейчас по численности труппа Вашего театра (Et cetera). Какие премьеры в ближайшее время нас ожидают? Почему такие дорогие билеты, выше, чем в среднем по Москве? Спасибо.

 —В нашем театре — труппа около 22 человек. Есть много приглашенных актеров. Кстати, поэтому и цены на билеты у нас чуть выше, чем у других театров. Последняя наша премьера это пьеса Альфреда Жари «Король Убю». В этом спектакле я играю главную роль, режиссер Александр Морфов (Болгария). Этой премьерой мы гордимся. Я считаю, что это в какой-то степени прорыв в театральном сознании нашего зрителя. Это необычное представление и, как мне кажется, простите за нескромность, событие. 

17:22 Анатолий
 —Несколько лет назад Вы сетовали на то, что бизнесмены боятся вкладывать деньги в театр. Изменилось ли сегодня что-либо в этом плане?

 —Я и до сих пор сетую, что бизнесмены мало вкладывают деньги в театр. Но они уже это делают и некоторые из них даже хорошо вкладывают деньги в театр. Но законодательно это никак не подкреплено, так как нет законодательного понятия меценатство. И поэтому пока мало что изменилось в этом плане.

17:23 Алексей
 —Судя по тому, что в Интернете есть Ваш персональный сайт, Вы понимаете всю силу и значимость Интернета.. Вот и Ваше участие в он-лайн конференции это подтверждает. Однако непонятно, почему сайт Вашего театра, да и Ваш лично не обновлялся уже очень давно, в таком случае теряется весь смысл его существования. С уважением, Alex

 —Спасибо, я учту и уж кое с кем поговорю об этом

17:33 Игорь, Ярославль
 —Добрый день, уважаемый Александр Александрович. В царской России театральное общество, 125-летие которого отмечается в этом году, было под покровительством царя. Не мечтаете ли Вы о том, чтобы наш Президент наконец-то обратил внимание на бедственное положение российских театров и актеров, работающих в них (я не имею в виду столичные театры) и предложил бы свое кураторство над театрами, как, например, он на днях это сделал в отношении спорта и спортсменов?

 —Спасибо вам за совет, дорогой Игорь. Я приложу все силы, и говорю это искренне, чтобы убедить нашего президента, что кураторство над российскими театрами это великое и благое дело.

17:37 Елена
 —Каким критерием Вы руководствуетесь при выборе репертуара “Et Cetera”?

 —Выбрать пьесу не сложно. Передо мной как и перед другим руководителем театра великая российская классика, потрясающая западная драматургия, современная драматургия, но любая пьеса, любой выбор, любая идея множится на возможности труппы и, пожалуй, самое главное, на возможности режиссера. Сейчас эпоха режиссерского театра, и вопрос о том, кто ставит пьесу, наиглавнейший. От этого зависит успех или неуспех спектакля.

17:42 Вера Николаевна
 —Что дало Вам создание Попечительского совета “Et Cetera”. Члены этого совета — это просто известные люди или люди, поддерживающие театр материально?

 —Попечительский совет — это та идея, которая поможет выжить театру в рыночных условиях. Одна из возможностей. Да, в попечительском совете должны быть люди известные, и могущие дать материальную поддержку. И чем больше российские театры будут обзаводиться попечительскими советами, то есть людьми отвечающими за жизнь театра, тем легче будет театру. Это взаимная ответственность друг перед другом даст возможность чувствовать себя не одинокими в театральном мире.

17:47 Раиса Михайловна
 —Добрый день Александр Александрович. Как Вы относитесь к ТВ-каналу «Культура». Почему по другим телевизионным каналам практически не показывают всеми любимые театральные постановки и новые театральные спектакли? Проводится ли в этом направлении какая-нибудь работа Союзом театральных деятелей России, который Вы возглавляете?

 —К сожалению, Союз театральных деятелей не влияет на работу телевидения и в частности ТВ «Культура». Телевидение такой монстр со своими законами, своими мощными структурами, что мне кажется, что им не до театра. Единственный «свет в окошке» в мире театра, это канал «Культура». Спасибо что он есть, что он существует и Союз театральных деятелей будет поддерживать все театральные идеи, связанные с каналом «Культура».

17:54 Алексей
 —Вы актер русской театральной школы. Не считаете ли вы, что молодые актеры не обладают навыками той школы актерского мастерства, которая позволила создать атмосферу «Неоконченной пьесы для механического пианино»? Не утрачивается ли «игра глазами», говоря словами Алексея Юрьевича Германа?

 —Дело в том, что как ни странно, молодые иногда способны очень чувствовать время. Поэтому история создание чеховских пьес говорит о том, что как правило выдающееся исполнение рождается у молодых актеров, в основном. Молодые актеры Художественного театра во главе со Станиславским сделали легендарную «Чайку». Молодые люди, актеры во главе с режиссером Никитой Михалковым создали «Неоконченную пьесу для механического пианино». Все зависит от режиссера, молодого взгляда талантливого человека. И вообще пик, творческий пик у творцов, простите меня, недолог. Все что до 40, до 50. Такова творческая биология талантливых людей.

18:01 Лариса
 —Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете свою работу в «Шейлоке»?

 —Простите за такой ответ, но оценка моей работы когда я играю, продолжаю играть роль, ее нет. Я еще живу, я еще играю эту роль, я проживаю эту роль каждый раз когда выхожу на сцену. Видимо, оценку я поставлю позже, а может быть только после того, как перестану играть эту роль. Если говорить о теме, о больной теме, то это тема самая глубокая, самая сильная и самая животрепещущая в этом мире. Глубинная ненависть человека к человеку как выясняется определяется иногда не взглядом на какие-то идеи, на вкус, на что-то еще, а изначальной ненавистью только потому, что ты другой крови. Об этом писали многие, об этом написал и Шекспир. Сыграть Шейлока в постановке Роберта Стуруа, это значит каждый раз выворачивать себя наизнанку и говорить не о расовых предрассудках, и каких-то других человеческих предрассудках, а о глубинном ядре, что движет человечеством. Понимания или непонимания, что человек другой крови он тоже человек. Это вопрос философский, политический, гражданский, личностной. Мне далеко не безразлично, и совсем не безразлично, что человек думает, когда говорит со мной или рассказывает мне какой-нибудь анекдот из еврейской жизни, к примеру.

18:05 Андрей, Москва
 —Возможно ли рождение в ближайшее время новых сенсационных театров — таких, какими были в свое время Художественный, театр Мейерхольда, Современник или Таганка? Что вообще может сегодня стать в театре сенсацией — новые формы, новые темы и так далее?

 —Театры рождались и будут рождаться только если во главе стоит талантливый руководитель-режиссер. Только новая идея режиссера-постановщика может родить новое направление в искусстве театра, новую форму и как вы пишите новые темы. Хотя содержание как правило старо как мир, да и темы старые. Все может родиться новым талантливым взглядом талантливейшего режиссера. Сейчас рождаться будут в основном талантливые спектакли, а не театры. Театры как таковые они существуют, но в них должна происходить бурная, театральная жизнь, во главе с реформатором-руководителем, режиссером который предложит новый язык на старую тему.

К сожалению, не на все интересные вопросы смог ответить, потому что мало времени. Но я испытал колоссальный интерес, практически весь мир перед тобой. И знаменитые творческие вечера, или даже вопрос из зала, они сейчас заменяются интернетом, который практически весь мир — твой зал. Я счастлив, что я это испытал.
Пресса
О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
«Настоящих буйных мало…», Александр Калягин, Культура, № 39, 4.10.2007
Александр Калягин: «Все зависит от вкуса», Анастасия Томская, Театрал, 1.10.2007
Счастливый человек, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 1.06.2007
Эталонный актер, Ольга Егошина, Новые известия, 28.05.2007
Победитель, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Александр КАЛЯГИН: Играет лучше меня? убью!, Светлана Хрусталева, Комсомольская правда, 25.05.2007
Неоконченная пьеса, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2007
Сан Саныч, Павел Подкладов, News Info, 25.05.2007
«Восемь с половиной» Александра Калягина, Н. Абалкин, «Культура», 24.05.2007
Зола и пламень, Любовь Лебедина, Литературная газета, 11.04.2007
Подавлять и возбуждать, Мария Сперанская, Театральная касса, 1.04.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Мы - одна семья», Вера Камша, «Культура», 29.03.2007
«Какой зритель есть, для такого и играем», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007
Другая сторона луны, Ксения Ларина, Театрал (Театральные Новые известия), 28.02.2007
Подавленные и возбужденные, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.02.2007
Самое важное, «Итоги», 12.02.2007
Быть знаменитым несерьезно, Наталия Каминская, Культура, 8.02.2007
Пора на дачу?, Дмитрий Быков, Собеседник, 5.02.2007
Подавлен — значит возбужден, Марина Давыдова, Известия, 5.02.2007
Backstage Confessions / Закулисные признания, Джон Фридман, The Moscow Times, 2.02.2007
Александр Калягин. Verbatim, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.02.2007
Калягин сыграл Калягина, Алена Карась, Российская газета, 1.02.2007
Подавление без возбуждения, Юлия Черникова, Утро.ru, 1.02.2007
Калягин «подавляет и возбуждает», Любовь Лебедина, Труд, 1.02.2007
Исповедь в концертном исполнении, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.02.2007
Как и жизни тысяч других, Анна Гордеева, Время новостей, 1.02.2007
Театр без выхода, Екатерина Васенина, Новая газета, 15.01.2007
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Великий, могучий, адаптированный», Александр Калягин, «Культура»? № 01, 11.01.2007
Нас слушают, но не слышат, Андрей Архангельский, Огонек, № 42, 16.10.2006
Александр КАЛЯГИН: «СТД отвоевал все серьезные позиции», Наталия Каминская, «Культура», № 39, 5.10.2006
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.09.2006
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «Зачем современной России театр?», Александр Калягин, «Культура», 14.09.2006
Озабоченный театр, Юрий Егоров, «Единая Россия», 22.05.2006
Мы стоим на границе дикого поля, «Новая газета», 22.05.2006
Воин на поле любви, Елена Кутловская, «Независимая газета», 19.05.2006
Мы - партнеры государства, Александр Калягин, «Культура», 20.04.2006
Мы живем на самом острие, Александр Калягин, «Известия», 27.03.2006
И так далее, Андрей Ванденко, «Итоги», 27.03.2006
Театр, выставленный на продажу, Александр Калягин, «Независимая газета», 3.03.2006
Вопросы вечные, ответы разные, Александр Калягин, «Культура», 2.03.2006
За тишиной, как за стеной, Алиса Никольская, Московские новости, 24.06.2005
Театр Александра Калягина получил новое здание, Артур Соломонов, Известия, 16.06.2005
Александр Калягин: Когда я был Лениным, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.05.2005
Торжество невысшего суда, Валерий Золотухин, Полит. ру, 7.04.2005
Сухово без Кобылина, Ольга Галахова, Независимая газета, 7.04.2005
Тени забитых предков, Наталия Каминская, Культура, 7.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина, Полина Ерофеева, Собеседник, 6.04.2005
Мцырь в полосочку, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 4.04.2005
Еt cetera в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 4.04.2005
Смерть в полосочку, Ольга Егошина, Новые Известия, 4.04.2005
У него люди в полосочку, Марина Давыдова, Известия, 4.04.2005
Вся Россия — наш ад, Глеб Ситковский, Газета (Gzt.Ru), 4.04.2005
У вас спина полосатая, Олег Зинцов, Ведомости, 4.04.2005
Русь полицейская, Александр Соколянский, Время новостей, 4.04.2005
Полосатый фарс, Роман Должанский, Коммерсант, 2.04.2005
Главное событие сезона — смерть, Алла Верди, Утро.ru, 1.04.2005
Кто твои сообщники?, Дина Годер, Газета.Ru, 1.04.2005
Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, Афиша, 22.03.2005
Смерть Тарелкина, Елена Ковальская, Афиша, 22.03.2005
Сохраним репертуарный театр, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 2.03.2005
В поисках компромисса, Александр Калягин, Новые Известия, 18.02.2005
Приказано: обезвредить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.02.2005
Президент и театр договорились, Александра Солнечная, Утро.ru, 11.02.2005
Театр сходил к президенту, Время новостей, 11.02.2005
Театр одного актера, Артур Соломонов, Известия, 11.02.2005
«Президент все записал», Роман Должанский, Коммерсант, 11.02.2005
Сказка для Беслана, Анастасия Томская, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Гвозди вбили молотками, Анастасия Бутко, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Вернуться к себе, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 31.01.2005
Молотки и гвозди, Аркадий Кадиев, Новые Известия, 25.01.2005
Спектакль в подарок, Тамара Башканкова, Вечерняя Москва, 17.01.2005
Первая ласточка Александра Калягина, Артур Цереков, Труд, 15.01.2005
На руинах Чеховского театра, Марина Базылюк, Театральные Новые Известия, 27.12.2004
Дифирамб. Александр Калягин, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 18.12.2004
Что скажет племя молодое?, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 1.12.2004
Кровь, которая пугает, Александр Калягин, Независимая газета, 28.10.2004
Легкая передышка, Александр Калягин, Новые Известия, 8.07.2004
Александру Калягину понравилась смерть графини, Наталья Волошина, Комсомольская правда, 21.06.2004
Сказать людям самое важное, Украина и мир сегодня, 18.06.2004
Когда слово — золото, Майя Кучерская, Российская газета, 18.06.2004
Соло для магнитофона с артистом, Людмила Печерская, Украина и мир сегодня, 11.06.2004
Вакантное место пусто не бывает, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Александр Калягин подвел итоги театрального сезона, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.06.2004
С выраженьем на лице, Александр Соколянский, Время новостей, 4.06.2004
Возродится ли театр им. А. Чехова в Ялте?, Юлия Гольденберг, Новые Известия, 28.05.2004
Александру Калягину — 63, Новые Известия, 25.05.2004
Без грима, Михаил Золотников, Российская газета, 14.05.2004
Есть ли жизнь без кассы?, Андрей Ванденко, Итоги, 5.04.2004
Год творческих людей, Александр Калягин, Театральные Новые Известия, 3.04.2004
Шаг в бездну, Александр Калягин, Новые Известия, 30.03.2004
Рыжий и Белый против летающего Петровича, Дина Годер, Русский Журнал (www.russ.ru), 29.03.2004
Театр замаскировался под цирк, Татьяна Кузнецова, Коммерсантъ, 29.03.2004
Летчик Петрович обещал вернуться, Глеб Ситковский, Газета, 29.03.2004
Полный цирк, Александр Соколянский, Время новостей, 29.03.2004
Метаморфозы на Цветном, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.03.2004
Открытие «Золотой маски», Мир новостей, 03.2004
Праздник в зоне риска, Александр Калягин, Новые Известия, 24.02.2004
Ремонт старых кораблей (Отрывок), Светлана Хохрякова, Культура, 12.02.2004
Премьера, которой уже не будет, Алексей Мокроусов, Новое Время, 8.02.2004
Александр Калягин: «Мы хотим отразить общественное мнение», Татьяна Никольская, Новые Известия, 2.02.2004
Вопреки традиции ненависти, Александр Калягин, Новые Известия, 29.01.2004
Хрустальные гвозди на Страстном, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.01.2004
Монолог, Александр Калягин, Новые Известия, 13.01.2004
Бал для любимых, Е. Белостоцкая, Московская среда, 31.12.2003
Галстук, наган и пуговица, Вероника Чернышева, Независимая газета, 26.12.2003
Штирлиц и Сухов не оставят в беде, Марина Трубилина, Российская Газета, 24.12.2003
В театре кризис!, Александр Калягин, Новые Известия, 16.12.2003
Шекспир расставляет ловушки, Алексей Бартошевич, «Театральная жизнь», № 9-10, 12.2003
Александр Калягин: «На тусовки не хожу — спать хочется», Инна Вишневская, Родная газета, 28.11.2003
Не пинайте свергнутых царей, Александр Калягин, Новые Известия, 26.11.2003
Королевский пиар, Александр Калягин, Новые Известия, 19.11.2003
Чтобы помнили, Александр Калягин, Новые Известия, 3.11.2003
Девичьи слезы и семь миллионов долларов, Анна Ковалева, Известия, 31.10.2003
Александр Калягин: «Я боюсь останавливаться», Полина Богданова, Новые Известия, 17.10.2003
С Новым годом, артист, Александр Калягин, Новые Известия, 15.10.2003
Александр Калягин: ОДИНОЧЕСТВО СДЕЛАЛО МЕНЯ СИЛЬНЫМ, Татьяна Петрова, Караван историй, 1.09.2003
Роман не может быть бульварным, Антон Долин, www.gzt.ru, 12.08.2003
Провокации et cetera, Дмитрий Чепурных, Зеркало недели (Киев), 17.05.2003
Александр Калягин в прямом эфире «Эха Москвы», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 3.05.2003
Больше «мыла»!, Алексей Погребенков, «Итоги», 15.04.2003
За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003
Книга как спектакль, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского (http://www.zaslavsky.ru), 3.03.2003
Оглянуться — и не узнать себя, Ольга Егошина, Первое сентября, № 4, 28.01.2003
Александр Калягин: «Знак безрассудности», Елена Киселева, Правда.ру, 5.12.2002
Гроссмейстер, Елена Ямпольская, Новые известия, 21.11.2002
Метафизическая свалка, Мария Львова, Вечерний клуб, 21.11.2002
Пропала жизнь, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.11.2002
Парадокс об актере, Марина Давыдова, Консерватор, 15.11.2002
Я мог быть счастлив!, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.11.2002
«Ночь уже близка…», Александр Строганов, Независимая газета, 14.11.2002
Магнитофон и песня без слов, Наталия Каминская, Культура, 14.11.2002
Одинокий голос человека, Майа Одина, Еженедельный журнал, 14.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Российская газета, 12.11.2002
Юбилейный абсурд, Роман Должанский, Коммерсант, 11.11.2002
Десять лет с Калягиным, и так далее, Елена Губайдуллина, Известия, 5.11.2002
Секрет молодости Калягина, Любовь Лебедина, Труд, 25.05.2002
Актер, которого любят, Время МН, 25.05.2002
Пятьдесят, шестьдесят etc., Анатолий Смелянский, Московские новости, 25.05.2002
БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ХУЛИГАН, Независимая газета, 24.05.2002
Et cetera!.., ВЕК, 24.05.2002
Здравствуйте, я ваш… Et cetera, Наталия Каминская, Культура, 23.05.2002
Меня выручает самоирония, Наталья Старосельская, ТРУД, 17.04.2002
Круг чтения, Роман Ганжа, Русский журнал, 16.04.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Не форсируйте фарс!, Ольга Егошина, Версты, 23.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Как важно быть несерьезным, Глеб Ситковский, 6.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран., Наталия Балашова, Московская Правда, 2.02.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 31.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена, Наталия Каминская, Культура, 24.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма, Роман Должанский, Коммерсант, 23.01.2002
Нам не страшен Бармалей, Марина Давыдова, Время новостей, 23.01.2002
Александр КАЛЯГИН: ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ОПАСНА?, Ольга Коршакова, Новая газета, 14.01.2002
День Лицедея, Экран и сцена, № 17—18, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2,, 2002
Александр Калягин о Роберте Стуруа, о спектакле «Шейлок», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Короле Убю», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о театре “Et cetera” и о том, как создать театр в наше время, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе над фильмом "Эзоп", Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о чеховских спектаклях и о мхатовской «Чайке» 1980 года, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Союзе театральных деятелей, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своей семье, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о себе: от «Скорой помощи» до Щукинского училища, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о шефских поездках по стране, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Пиквикском клубе», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о работе с Никитой Михалковым, Александр Калягин, Из книги "Александр Калягин", 2002
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с Олегом Ефремовым. Переписка, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин об отношениях с режиссерами, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Верой и правдой», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин — о женщинах и тетке Чарлея, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о фильме «Преждевременный человек» режиссере Абраме Рооме, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Роберт Стуруа об Александре Калягине, Роберт Стуруа, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о своем детстве, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о Чичикове, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о «Записках сумасшедшего», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин: об уходе из театра на Таганке, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб, 2002
Папаша-кураж, Елена Ковальская, Афиша, № 2, 2002
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский журнал, 23.10.2001
Метаморфозы «вкрадчивого», Алена Карась, Русский Журнал, 23.10.2001
Подарок к съезду, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ И СЫРОЙ МЯКИШ, Дзенник Балтыцки (Рейсы), 10.08.2001
ТЕАТР, или ПРАЗДНИК, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
Театр или праздник, Роберт Стуруа, Газета Выборча (Газета Морска), 10.08.2001
ШЕЙЛОК СРЕДИ ПАПОК “KORONA”, Жечпосполита, 9.08.2001
СЕРДЦЕ ШЕЙЛОКА, Глос Выбжежа, 9.08.2001
НОВОРУССКИЙ КУПЕЦ, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
ШЕЙЛОК, или ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ, Шекспировская газета, печатный орган V Шекспировского фестиваля, № 3, 9.08.2001
Шейлок среди папок “Korona”, Ян Боньча-Шабловский, Жечпосполита, 9.08.2001
Сердце Шейлока, Беата Чеховска-Деркач, Глос Выбжежа, 9.08.2001
Новорусский купец, Кшиштов Гурский, Газета Выборча (Газета Морска), 9.08.2001
Шейлок, или исторические медитации, Наталья Лигажевска, Шекспировская газета, 9.08.2001
АНТИСКАЗКА, Шекспировская газета, 2001
ЕВРЕЙ И ХРИСТИАНИН, Шекспировская газета, 2001
Месть Шейлока, Шекспировская газета, 2001
Пока я живу, я надеюсь на большее, Доктор Чехов, № 5—6,, 2001
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века., Борис Зингерман, Из книги: Западное искусство. XX век. СПб, 2001., 2001
Слон в посудной лавке — это грустно или смешно?, Ольга Лаврова, Ваш досуг, № 49, 2001
Выживать стыдно. Надо жить, Наталия Каминская, Культура, 14.12.2000
О Шейлоке и Дон Кихоте, Инна Соловьева (Базилевская), Экран и сцена № 30—31, 08.2000
Роберт Стуруа: Почему мы ненавидим друг друга?, Марина Багдасарян, Время МН, 21.05.2000
Почему мы ненавидим друг друга?, Роберт Стуруа, Время МН, 21.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
Шейлок в виртуальном мире, Наталия Балашова, Московская правда, 19.05.2000
И Шейлок чувствовать умеет, Нина Агишева, Московские новости, 2.05.2000
Бессонница на скотном дворе, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 29.04.2000
…Нет правды на земле. Но правды нет и выше, Наталия Каминская, «Культура», 27.04.2000
Они — венецианцы, Общая газета, 27.04.2000
Они — венецианцы, Мария Седых, Общая газета, 27.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.04.2000
Толкование сновидений, Олег Зинцов, Ведомости, 25.04.2000
Это не сон, Сегодня, 25.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсант, 25.04.2000
Меловая звезда Давида, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.04.2000
Пьеса о невозвращенном кредите, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.04.2000
Александр Калягин, Юлия Маринова, Домовой, 22.04.2000
Что за комиссия, создатель?, Евгения Тропп, Петербургский театральный журнал № 20, 03.2000
Все начиналось здесь…, Александр Калягин, Театральная жизнь, № 6, 2000
Новый романтик Санчо Панса, Общая газета, 28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса, Илья Огнев, Общая газета, 28.10.1999
Дон Идиот, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Дон Идиот, Арсений Суховеров, Неделя, 14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота, Павел Руднев, Независимая газета, 14.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.1999
Путешествие из реальности в миф, Марина Давыдова, Время MН, 8.10.1999
Зачем Пушкину красный фрак?, С. Новикова, Театральный курьер, 02.1999
Наша акция протеста, Театральная жизнь, № 2, 1999
Диагноз: Дон Кихот, Аргументы и факты, № 42, 1999
Беда от нежного сердца, Ольга Смирнова, Культура, 31.12.1998
Злоумышленник в костюме от Кардена, Галина Пырьева, Народная газета, 31.10.1998
Сыграть роль Ленина проще, чем председателя СТД, Алексей Филиппов, Известия, 23.02.1998
НЕПОСЛУШНЫЙ МАЛЬЧИК-ПАЙ, Ольга Егошина, Независимая газета, 1998
Важно не потерять ритма, Молодость Сибири, апрель, 1998
Профессия для ленивых, Экран и сцена, № 12 —, 1998
Это не ремесло, Наталья Крымова, Дом Актера, 12.1997
Играем Шекспира, Московская правда, 18.11.1997
Играем Шекспира, Валентина Горшкова, Московская правда, 18.11.1997
Между бардом и вождем, Марина Давыдова, Московские новости, 19.10.1997
Александр Калягин сыграл Уильяма Шекспира, Роман Должанский, Коммерсант, 3.10.1997
Жесткий Калягин, Нина Агишева, Московские новости, 27.09.1997
Шоу про Шекспира, Виктория Никифорова, Русский телеграф, 27.09.1997
Я смог пробить стену денег, обмана и взяток, Роман Должанский, Коммерсантъ, 24.09.1997
Про Шекспира, которого могло и не быть, Александр Иняхин, Век № 40, 09.1997
Я вошел в плотные слои атмосферы, Наталия Каминская, Культура, 29.05.1997
Сочетание несочетаемого, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, 15.09.1994
Руководство для желающих жениться, Александр Шевляков, Вечерний клуб, 16.07.1994
Et cetera, но снова все же Чехов, Наталия Балашова, Московская правда, 24.06.1994
«Иногда я чувствую себя камикадзе», Московский Комсомолец, 30.01.1993
Гулянье над обрывом, Анатолий Смелянский, Культура, 23.05.1992
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета