ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Пётр Алексеевич Бакшеев

Портретное фойе

(14.12.1886, село Нюховка, Тульская губ. — 25.8.1929, Москва)

Настоящая фамилия Баринов.

Актер. В труппу МХТ вступил в 1911 г. В свои первые сезоны играл полового в “Живом трупе”, денщика Чебутыкина в “Трех сестрах”, Карпачева в “Нахлебнике”, Хворостинина и Луп-Клешнина в “Царе Федоре Иоанновиче”. Руководителей театра привлекали в нем “печать русскости” и несомненное обаяние. Станиславский полагал возможным вырастить во вновь пришедшем актере данные трагика; Немирович-Данченко, однако, не разделял этих надежд. Вполне удовлетворенный тем, что делал Бакшеев в “Смерти Пазухина” (Финогей Баев), находя целесообразным его назначение на роль при возобновлении “На дне” (Васька Пепел, 1916), Немирович —Данченко никак не принимал его с его “грузным голосом” в пушкинском “Пире во время чумы” (Председатель) и полагал, что трагического темперамента у Бакшеева природно нету — есть смелость, рожденная привычкой к сцене, “самая общая горячность, не особо заразительная, но энергичная”. Бесспорным успехом Бакшеева была роль Скалозуба (артист стал постоянным партнером Станиславского — Фамусова в концертах). Очутившись в 1919 г. в “качаловской группе”, играл Лопахина в “Вишневом саде”, Соленого в “Трех сестрах”, Дмитрия Карамазова (роли из репертуара Л. М. Леонидова, как и Васька Пепел, Председатель, Скалозуб), а также Симеонова-Пищика в “Вишневом саде”, генерала Крутицкого в “На всякого мудреца…”, Духа отца в “Гамлете” и пр. Принял участие в зарубежных гастролях МХАТ, но по их окончании не попал в переформированную труппу. Закончил свою актерскую жизнь в Театре б.Корш.

Инна Соловьёва