Заслуженный деятель искусств РФ

Исаак Моисеевич Рабинович

Имена

(27.2.1894, Киев — 4.10.1961, Москва)

Театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).

В 1906—1912 гг. учится в Киевском художественном училище, в 1912—1915 гг. — в студии живописца А. А. Мурашко. В 1919 г. режиссер К. А. Марджанов приглашает Рабиновича оформить “Овечий источник” Лопе де Вега (театр “Соловцов”). Спектакль, в том числе дебют Рабиновича, стал легендой революционного искусства. Вольное сочетание мощных архитектурных форм, незаурядный колористический темперамент, открытая театральность — все это продемонстрировано Рабиновичем уже в первом спектакле.
С начала 20-х гг. живет и работает в Москве. В 1926—1930 гг. — профессор ВХУТЕМАСа. В 1922 г. оформляет “Дон Карлоса” Шиллера в театре “Комедия” (б.Корш). Макет “Дон Карлоса” получает золотую медаль Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925). Там же Гран-при присуждается оформлению “Лизистраты” Аристофана в Музыкальной студии МХАТ (1923). Единая установка “Лизистраты” располагалась на поворотном круге: белые круглящиеся колоннады, белые площадки разных уровней, соединяющие их лестницы (выходы актеров — из люков) — все на густом синем фоне горизонта. Это была не копия первоисточника, но театральная формула античности. В 1924 г. — премьера “Карменситы и солдата” (“Кармен”) Бизе в Музыкальной студии. Рабинович создал единую установку трагедийного спектакля, резко порвав с тогдашними традициями постановок запетой оперы Бизе. Трехэтажная композиция: арки, галереи, переходы, балконы — суровая обожженная солнцем Испания. Постоянное присутствие хора на галереях, цвето-пластическая жизнь оранжево-красных и темно-серых вееров, аккомпанирующих единоборству героев. Впоследствии Рабинович много и успешно работает в оперных театрах.
В “Растратчиках” (1928) он предложил такое сгущенное выражение провинциального быта, которое комедия В. Катаева выдерживала с трудом. Эскизы декораций — двухуровневые композиции на черном фоне: внизу — фрагменты бытовых интерьеров, вверху — улицы уездного городка или пристанционные пейзажи; внизу — столичные учреждения, вверху — урбанистические видения современной Москвы. Широко написанные на черных фонах портреты фантасмагорических персонажей удовлетворяли желанию Станиславского видеть в комедии Катаева современную “гоголиану”, но их дикая красота, помноженная на темперамент художника, выламывалась из рамок катаевского письма. В “Блокаде” Вс. Иванова (1929) Рабинович вновь строит оформление на черных фонах, воссоздавая в архитектурных деталях атмосферу голодных и холодных петроградских окраин марта 1921 г. — опустевшие набережные, замерший типографский зал, “черный рынок”, где над толпой торгующих “насмешливо и зло поднималась золоченая фигура Будды” (П. Марков). Художник создал впечатляющую световую партитуру спектакля, погрузив сценическую архитектуру в туман. “На строеные декорации проецировались неподвижные и движущиеся облака, вспыхивал свет прожектора на корабле, очертания архитектуры делались расплывчатыми с помощью оптических фонарей, светящихся не в фокусе” (Ф. Сыркина).
Трагический темперамент, монументальный лаконизм живописи Рабиновича Немирович-Данченко счел наиболее соответствующими своему замыслу “Грозы” А. Островского (1934) как эпической “песне о неволюшке”. В сочетании широкой, обобщенной живописи задников с лапидарными формами строеных (и прописанных художником) декораций Рабинович искал эпическую ноту, песенность (только к 1-му акту сделал 16 черновых макетов). Результат: косая, возвышающаяся в глубину площадка, две скамьи — и неоглядная ширь Волги (1 я кар¬тина). “Развалины часовни превращаются в расколотый пополам трещиной, напоминающей молнию, собор, расписанный фресками с громадными грозящими фигурами архангелов” (И. Гремиславский). Впервые в “Грозе “ Рабинович применил живописную роспись по готовому костюму, сшитому из холста (впоследствии этот прием широко применялся театральными художниками).
В 1937 г. создал серию эскизов к “Борису Годунову” Пушкина (спектакль не был выпущен). В 1960 г. оформил в МХАТ “Смерть коммивояжера”.

А. Михайлова