ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Вера Всеволодовна Барановская

Портретное фойе

(1885 — 7.12.1935, Париж)

Актриса. Воспитанница школы МХТ и артистка МХТ в 1903—1915 гг. Первые ее выходы на сцену состоялись в спектаклях “Юлий Цезарь” (весталка), “Непрошенная” (третья дочь), “Иванов” (гостья). В “Царе Федоре Иоанновиче”, где она сперва участвовала в свите царицы, Станиславский подготовил с ней роль княжны Мстиславской. В течение нескольких лет он считал ее одной из самых близких себе учениц; работал с нею над ролями Жены Человека (“Жизнь Человека”,1907), дочери Штокмана Пэтры (возобновление “Доктора Штокмана”,1908), Души Света (“Синяя птица”, 1908). В том же году ввел ее в спектакль “Три сестры” (Ирина); записывал, что Барановская практически на своих плечах вывозила сезон 1908/09 г. Ее имя значится в премьерном составе спектаклей “Стены” (Матреша), “Борис Годунов” (Рузя), “У царских врат” (Натали Ховинд), “Miserere” (Хавка), “Живой труп” (Саша), “Пер Гюнт” (Женщина в зеленом), “Мнимый больной” (Анжелика), “Николай Ставрогин” (Даша Шатова), “Мысль” (Татьяна Николаевна), “Каменный гость” (Лаура). Играла роли заболевшей Гзовской — Катерину Ивановну в “Братьях Карамазовых”, Офелию. Но творчески удовлетворенной она себя не чувствовала. Небольшая, тоненькая, стремительная, с жгучими глазами и резким темпераментом, она нетерпеливо мечтала о широком трагическом репертуаре; ради него решилась покинуть МХТ; с той же целью пыталась (уже в советские годы) создать собственную студию, вскоре распавшуюся. Барановская уехала за границу. В истории осталась прежде всего как исполнительница заглавной роли в фильме В. Пудовкина “Мать” (1926).

Инна Соловьёва