ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Фанни Карловна Татаринова

Портретное фойе

(28.5.1864, Петербург — 1923, Москва)

Урождённая Бергман.

Преподаватель пения в школе МХТ и в классах пения театра (1907—1923). В 15 лет поступила в Московскую консерваторию и окончила ее по классу пения (меццо-сопрано). Занималась теорией музыки у Н. Д. Кашкина, гармонией у П. И. Чайковского и в драматическом классе И. В. Самарина. Стажировалась во Франции у Полины Виардо-Гарсиа.  Болезнь мужа и детей вынудила Татаринову отказаться от карьеры оперной певицы, поселиться в Ялте и ограничиться выступлениями в благотворительных концертах и драматических спектаклях (1884—1905). В октябре 1896 г. выступала на вечере-концерте в городском театре в “Горящих письмах” П. П. Гнедича вместе со Станиславским. 

Сближение с Художественным театром произошло в апреле 1900 г. во время гастролей МХТ в Ялте. Станиславский и Книппер-Чехова вспоминали чудесный завтрак-“феерию” на громадной плоской крыше на вилле у Татариновых, которым театр закончил свои крымские гастроли.

В 1905 г. Татаринова лишилась своего состояния, покинула Крым и в 1907 г. была приглашена в МХТ как педагог по вокалу. Станиславский, учитывая опыт Всеволода Мейерхольда в так и не открывшейся Студии на Поварской, осознал роль танца, пластики и голоса актера в спектакле и, приступая к работе над “Драмой жизни” Кнута Гамсуна, завел “Дункан-класс и класс Татариновой”. И сам он в период репетиций “Драмы жизни” осваивал под ее руководством метод “постановки и консервирования звука”, который применял при работе с актерами, занятыми в спектакле.

Среди учеников Татариновой — Вера Барановская, Мария Германова, Алиса Коонен, Лидия Коренева, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов.

До революции помимо службы в МХТ имела свою студию художественного пения и занимала должность товарища председателя Общества искусства и литературы. В период революции и гражданской войны организовала профсоюз музыкальных педагогов и при нем учредила Художественную студию для детей. Была также привлечена Музыкальным отделом Наркомпроса для работы в Пролеткульте, организовала здесь курсы для преподавателей пения в рабочих клубах. Работала в Художественном театре до конца жизни.

Г. Бродская