ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист РСФСР

Илларион Николаевич Певцов

Портретное фойе

(25.11.1879, Антополь Гродненской губ. — 25.10.1934, Ленинград)

Актер. Народный артист РСФСР (1932).

В состав Художественного театра этот мастер вошел в 1922 г. И возможность, и невозможность слияния Певцова с коренной здешней труппой предопределялась как биографией актера, так и складом его дарования. Певцов кончил то самое Филармоническое училище (1902), откуда продолжали приходить в МХТ молодые актеры, но сразу после выпуска он попал не в Художественный театр, а в Товарищество новой драмы, руководимое только что расставшимся с alma mater Мейерхольдом (1902—1905, Херсон, Тифлис). Был включен в труппу Студии на Поварской (1905); после ее ликвидации играл в провинции. В 1915 г. стал актером Московского драматического театра Суходольских. Он тяготел к тем же современным русским авторам, которые давали материал для спорных премьер МХТ в последнее десятилетие перед революцией: играл Леонида Андреева (“Не убий”, “Мысль”, “Тот, кто получает пощечины”), Мережковского (“Павел I”). Он предельно заострял психологию, доводил ее до экспрессионистской разорванности и взволнованности. Замыкались ли в себе его герои или были взрывчатыми, они осознавали себя в безвыходном положении. Трудно сказать, как бы сложилась судьба Певцова, будь более длительным его союз с Художественным театром, где он успел сыграть ввод в спектакле “У жизни в лапах” (Фредриксен) и репетировал царя Федора Иоанновича (роль эту он впервые исполнил в Товариществе, 1903). Но он не захотел уехать с МХАТ за рубеж и до 1925 г. играл в Первой студии (король Лир; Князев в “Расточителе” Лескова). С 1925 г. — в Александринском театре.