Александр Евдокимович Корнейчук

Имена

(12.5.1905, ст. Христиновка, Киевская губ. — 14.5.1972)

Драматург, общественный и политический деятель.

Художественный театр заинтересовался драматургией Корнейчука после шумного успеха его “Гибели эскадры” в ЦТКА. Импонировала и личность молодого автора, писателя-самородка, начавшего свой путь с 14 лет рабочим на железной дороге. В 1934 г. Корнейчук принес в МХАТ пьесу “Платон Кречет” (она уже шла в Киеве в постановке Гната Юры) и прочитал ее Немировичу-Данченко. Владимир Иванович захотел слушать пьесу на украинском языке, а не в переводе, говоря, что в этом языке своя музыка.

Премьера в филиале МХАТ состоялась в июне 1935 г. и прошла с большим успехом в постановке И. Я. Судакова и в декорациях А. Д. Гончарова и Л. Н. Попова. Главным героем спектакля был Б. Г. Добронравов в роли молодого хирурга Платона Кречета. В ансамбле спектакля особенно привлекали симпатии зрителя А. И. Степанова (архитектор Лида Коваль), В. О. Топорков (Берест, председатель исполкома), В. В. Грибков (Бублик, старый провинциальный врач), Е. Н. Морес (пионерка Майя, дочь Береста).

Второе обращение МХАТ к драматургии Корнейчука окончилось провалом: его “Банкир”, над которым с сентября 1936 г. работала Е. С. Телешева с украинскими художником В. Г. Меллером и композитором Ю. С. Мейтусом, после 173 репетиций, длившихся до января 1938 г., так и не была выпущена: несмотря на ряд отмеченных им актерских удач, Немирович-Данченко счел уровень пьесы и спектакля недостаточно высоким для МХАТ. 

Во время войны, в 1942 г., когда МХАТ находился в Свердловске, была поставлена пьеса Корнейчука “Фронт”, напечатанная в газете “Правда” и явно инспирированная Сталиным. Коллективная режиссура МХАТ (Н. П. Хмелев, И. М. Раевский, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин) с трудом справилась с политической спецификой и художественным несовершенством пьесы. Тем не менее И. М. Москвин в роли старого генерала, командующего фронтом Горлова, Б. Н. Ливанов — командующий армией Огнев, а также В. О. Топорков, Б. Я. Петкер, В. А. Попов в характерных сатирических ролях имели у свердловчан, а потом и московского зрителя успех, как и декорации В. В. Дмитриева. Сценическая жизнь “Фронта”, ставившегося повсеместно, во МХАТ, как и везде, была кратковременной. В 1946—1947 гг. Б. И. Вершилов и И. М. Раевский готовили еще одну пьесу Корнейчука — “Мечта” (67 репетиций), но до выпуска работа не дошла. Последнее сочинение драматурга, поставленное Художественным театром в 1961 г., — “Над Днепром”, о жизни колхозов. Ставили ее М. Н. Кедров, С. К. Блинников и И. М. Раевский. Это был типичный “проходной” спектакль.

В. Виленкин