ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Сталинских премий

Борис Николаевич Ливанов

Портретное фойе

(25.4.1904, Москва — 22.9.1972, Москва)

Актер, режиссер, художник. Народный артист СССР (1948).

Родом из актерской семьи. Пришел в Художественный театр из его Четвертой студии (1924). Великолепные данные «героя-любовника» (князь Шаховской в «Царе Федоре», Кассио в «Отелло») Ливанов соединял с вкусом к плотной и яркой характерности, с юмористической изобретательностью, с сочным комизмом и даже шаржем (Аполлос, «Унтиловск» Леонова, 1928; поэт Емельян Черноземный в водевиле Катаева «Квадратура круга», 1928; Ноздрев, «Мертвые души» по Гоголю, 1934). Имел успех в роли аспиранта-выдвиженца, вчерашнего пастуха Кимбаева («Страх», 1931), в котором находил что-то от Ломоносова, что-то от Калибана. Ему давались разнообразные варианты народного характера, сформированные революцией: героико-комедийная роль матроса Шванди («Любовь Яровая», 1936), лирико-героическая роль матроса Рыбакова («Кремлевские куранты», 1942).

Лучшей работой артиста стал Соленый («Три сестры», 1940): Немирович-Данченко помог вписать в безупречно ансамблевый спектакль вылепленную им причудливую и мрачную фигуру. Были найдены и острота внешнего рисунка, и неподдельность искривленных чувств, и бедность душевного содержания при сильной натуре.

Сложные и противоречивые данные этого крупного артиста требовали точного режиссерского использования. После смерти Немировича-Данченко и Сахновского остался неосуществленным замысел «Гамлета». Перечень последующих ролей (Астров, «Дядя Ваня», 1947; Рубцов, «Зеленая улица», 1948; Трубников, «Чужая тень», 1949; Линьков, «Хозяин», 1961, и др.) расходится с перечнем творческих удач.

В выборе ролей для Ливанова слишком часто шли от его имиджа мощного и капризного человека, оригинального русского гения. Этот образ и варьировался (подчас с успехом, подчас нет) в ролях Ломоносова («Ломоносов» Вс. Иванова, 1953), профессора Забелина (вторая редакция «Кремлевских курантов», 1956), Егора Булычова (1963), Потемкина (фильм «Адмирал Ушаков», 1950).

Как режиссер и художник Ливанов принимал участие в ряде работ МХАТ («Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов», «Хозяин»). Был среди первых, кто в советские годы стремился вернуть на сцену Достоевского («Братья Карамазовы», 1960, роль Дмитрия).


И. Соловьева
Пресса
Борис Ливанов — еще и шаржист, Екатерина Шитикова, Вечерняя Москва, 4.06.2014
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004