ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Владимир Евгеньевич Егоров

Портретное фойе

(9.3.1878, село Покровское, Орловская губ. — 8.10.1960, Москва)

Художник театра и кино. Народный художник РСФСР (1944). По окончании в 1900 г. Строгановского училища (Москва), где среди его учителей были живописец К. Коровин и архитектор Ф. Шехтель, работает в декоративно-прикладном искусстве, графике. В 1904 г. в мастерской художника Валентина Серова знакомится с К. С. Станиславским. Входит в круг молодых художников, группировавшихся вокруг Студии на Поварской. Вместе с Н. П. Ульяновым приглашается в МХТ для работы над “Драмой жизни” К. Гамсуна (премьера в 1907 г.). В период подготовки спектакля делает несколько эскизов костюмов для “Горя от ума” (1906), привлекается Станиславским для поисков в области театральной техники новых художественно-постановочных приемов (кроме Егорова в экспериментальную группу входят Л. Сулержицкий и Г. Бурджалов). Станиславский ищет нового сценографического языка для новой драмы, отмечает в записных книжках участие Егорова в этой работе (“Появление новых сил, Егорова и Саца, сыграло немаловажную роль в новом направлении театра”).
В “Драме жизни” (декорацию III акта и ряд костюмов делал Н. Ульянов) Егоров предложил непривычную для МХТ степень обобщенности скандинавской архитектуры и пейзажа, используя изобразительный язык стиля модерн: плоские пятна цвета, вычурно-гибкая линия, подчеркнутая контурность, игра силуэтов и т.п. Поворот к новой сценографии с особой радикальностью осуществляется в “Жизни Человека” Л. Андреева (1907), где изображение места действия заменяется обозначением его. Эффект черного бархата, найденный в работе экспериментальной группы, обеспечил возникновение эпизодов действия из черной мглы, появление персонажей “из ниоткуда”. В ряде эпизодов костюмы, сшитые из черного бархата, сливались с черным же бархатным фоном. Костюмы, подчеркнуто выражающие какой-либо социальный, возрастной или профессиональный признак персонажа, дополнялись гримами-масками (знаковый принцип новой сценографии прозорливо отмечен Н. Е. Эфросом еще применительно к “Драме жизни”).
Длительный и сложный процесс работы над оформлением “Синей птицы” М. Метерлинка привел осенью 1908 г. к общепризнанному успеху и ряду художественных новшеств. Подробно разработанный интерьер домика дровосека с обилием объемных предметов обихода, из которых затем возникали Души вещей и стихий, превращался в таинственно мерцающее царство феи Берилюны, где предметы парили в воздухе (эффект черного бархата), насыщенном неземным свечением (электроосветитель В. С. Кириллов). Сменяющие друг друга картины путешествия детей за Синей птицей волшебно возникали и исчезали, контрастируя по цвету и объединенные господством простых фонов, предельным лаконизмом силуэтов лестниц, окон, архитектурных деталей, ощущением легкости, нематериальности и печатью стиля модерн. Возникновения и исчезновения призрачных картин, “наплывы”, напоминающие сновидения, осуществлялись при помощи системы тюлей, освещаемых “на просвет”, изобретательным применением транспарантов (электроосвещение делало свои первые шаги на театре, и опыт “Синей птицы” был поистине новаторским).
В период подготовки “Синей птицы” Егоров был привлечен Вл. Немировичем-Данченко к оформлению “Росмерсхольма” Г. Ибсена (1908), художником которого первоначально был В. Симов. Немирович-Данченко также чувствовал необходимость обобщения сценической среды, но не хотел резко рвать с прошлым. Егоров предложил упрощенные планировки интерьеров, лапидарные формы мебели, сдержанную цветовую гамму и современные линии костюмов.
Последний спектакль Егорова в МХТ — “Miserere” С. Юшкевича (1910), режиссура Немировича-Данченко и В. Лужского. Пьеса требовала быта. Городские подворотни, дворы, убогие жилища — все это на эскизах Егорова изображено сильно, энергично, в острых ракурсах, с акцентированной подачей строго отобранных деталей. Художник продемонстрировал великолепное чувство композиции, мастерское владение контрастами планов, ракурсов, света и тени, экспрессией графики — чем впоследствии отличались его киноэскизы.
В 1909 г. Егоров приступает к работе над “Гамлетом”, МХТ субсидирует его поездку в Данию, после которой художник подготавливает серию эскизов. В работу над “Гамлетом” вступает Гордон Крэг, который создает и сценографию. Егоров уходит из МХТ. Но не из театрального искусства. Работает и в опере, и в драме, оформляет более 25 спектаклей классического репертуара. С 1915 г. работает в кино. Один из первых его фильмов — “Портрет Дориана Грея” (1915) с В. Э. Мейерхольдом. Среди его фильмов — “Мы из Кронштадта”, “Тринадцать”, “Суворов”, “Без вины виноватые” и др. Егоров был художником 80 картин. 

А. Михайлова