ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка РСФСР

Вера Николаевна Попова

Портретное фойе

(31.7.1889, Москва — 27.8.1982, Москва)

Актриса. Народная артистка РСФСР (1948).

Училась на Курсах драмы А. И. Адашева. Играла в провинции до 1920 г.; в Москве выступала с 1922 г. в Московском драматическом театра под руководством Сахновского, а в 1923 — 1933 гг. — в Театре б.Корш. Ее ярко-драматическое и смело-комедийное дарование (Грета в “Эугене несчастном” Толлера, Анна Кристи в пьесе О’Нила, Римма в мелодраме Луначарского “Яд”, Оллан в “Пурге” Д. Щеглова, Лариса в “Бесприданнице”, Глафира в “Волках и овцах”) почти не нашло себе применения в МХАТ, куда она вместе со своим мужем А. П. Кторовым была послана после закрытия их театра. Начала она тут ярко: после премьеры “Егора Булычова” Немирович-Данченко в феврале 1934 г. писал Станиславскому: “Великолепна Попова — Глафира, нежная, простая, очень искренняя, с очень заразительным драматизмом. И характерная, словно никогда никаких ролей, кроме горничных, не играла”. Удачен был ввод в “На дне” (Настя, 1934). В репертуарных наметках ее имя возникало снова и снова: перед сезоном 1933/34 г. обсуждают возобновление “Трех сестер” — ей назначают Машу; если распределять роли в “Чайке” без компромиссов, то Аркадиной должна быть Попова, пишет Немирович-Данченко в 1934 г.; тогда же, задумавшись о постановке “Иванова”, он считает, что она могла бы сыграть Сарру. В начале 1935 г. появляется инсценировка “Анны Карениной” — Сахновский если кого и видит в заглавной роли, то разве что Попову. В распределении на сезон 1937/38 г. за ней королева в “Гамлете”. Ни одной из назначавшихся ей ролей она не получила, сыграла только Любовь Яровую в очередь с К. Н. Еланской (1937); Еланскую — Катерину Попова дублировала и в “Грозе”. Ей дают вводы: Мария Александровна, “Дядюшкин сон” (1941); Раневская, “Вишневый сад” (1945); в “Анне Карениной”, где не сыграла Анны, 16 лет спустя после премьеры получает графиню Лидию Ивановну. Между тем “прекрасный и неожиданный талант Поповой” (слова П. А. Маркова) искал только минуты, чтобы сказаться; он и сказался в соединении нежности и резкости, в дерзкой, легкой цельности роли неунывающей неудачницы, злосчастной пылкой Марго в “Глубокой разведке” Крона (1943).
В перечне работ Веры Поповой также старуха Войницкая (ввод в “Дядю Ваню”, 1951), Мэри Эллис (“Осенний сад”, 1956), Марфа Тимофеевна (“Дворянское гнездо”, 1957). Последней работой был ввод на роль Марии Тарасовны (“Платон Кречет”, 1964). В 1964 г. актриса ушла на пенсию. 

И. Соловьева