ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Мария Людомировна Роксанова

Портретное фойе

(4.5.1874 — 11.1.1958)

Настоящая фамилия Петровская.

Актриса. Окончила Филармоническое училище по классу Немировича-Данченко (1897; в выпускных спектаклях играла Марфу в “Царской невесте” Мея и Сваву в “Перчатке” Бьернсона). Ее педагог высоко ценил ее нервное, трепетное дарование и предполагал, что она, с ее чуткостью к новым токам — художественным и жизненным, будет необходима в том театре, который ему уже мерещился. Станиславский в августе 1897 г. смотрел Роксанову в подмосковном дачном театре в старомодной пьесе Шпажинского: он нашел ее еще несформировавшейся, подчас неловкой, “без выдающихся данных. Странное дело, однако, к концу спектакля она завладела моей симпатией. Думаю, у нее есть je ne sais quoi, которое притягивает к ней […]. У нее есть обаяние”.
В первом сезоне Роксанова сыграла княжну Мстиславскую в “Царе Федоре Иоанновиче”, Исмену в “Антигоне”. Предполагалось, что ее индивидуальность и дар раскроются в роли Нины Заречной в “Чайке”. На беду, незадолго до чеховской премьеры жестокий провал постиг постановку Немировича-Данченко “Счастье Греты”, где Роксанова играла главную роль. Сбитая неудачей, актриса к премьере “Чайки” потерялась от несогласованности режиссерских толкований роли и так и не овладела образом, с которым исходно имела столько точек соприкосновений; Чехов с несвойственной ему резкостью настаивал, что она играть не должна. Если роль и сохранилась за Роксановой, то ее самоощущение актрисы было надломлено. Какие-то надежды еще были для нее связаны с ролью Ганнеле, но спектакль подпал под запрещение. Роксанова оставалась в театре до конца сезона 1901/02 г., сыграла несколько премьер (Ганна в “Геншеле”, Купава в “Снегурочке”, дочь доктора Штокмана, Татьяна в “Мещанах”). Потом она служила в Товариществе новой драмы у Мейерхольда, в Новом театре в Петербурге, в провинции. В 1904 г. она с мужем, актером Н. Н. Михайловским, играла в Риге в антрепризе Незлобина (Сарра в “Иванове”, поставленном Марджановым одновременно с премьерой МХТ). В 1923—1927 гг. входила в Четвертую студию МХАТ. Позднее эмигрировала; в начале Второй мировой войны вернулась в СССР, была принята в Камерный театр. Умерла в доме ветеранов сцены.

И. Соловьёва