ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженная артистка РСФСР

Раиса Николаевна Молчанова

Портретное фойе

(18.11.1897, Баку — 26.12.1980, Москва)

Актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1933).

В 1914 г. вопреки воле родителей уехала в Москву и выдержала экзамен в Школу драматического искусства Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 — 1924 гг. — студийка Второй студии, где после А. К. Тарасовой сыграла Финочку в “Зеленом кольце”. Там же играла Лизу (“Узор из роз”), Амалию (“Разбойники”), Катерину (“Гроза”), Иоанна Антоновича (“Елизавета Петровна”) и др. Немирович-Данченко относил Молчанову к артистическому ядру Второй студии, отличавшемуся “смелостью, ясностью и безоговорочностью” в искусстве (Вл. И. Немирович-Данченко «Избранные письма», т. 2, с. 344).
Однако творческие обещания Молчановой не получили материала для развития в полной мере в МХАТ, где она работала в 1924-1933 и 1936-1955 гг. Подготовив три роли под руководством Станиславского как первая исполнительница (Селла в “Каине”, 1920; Жермена в “Продавцах славы”, 1926; Луиза в “Сестрах Жерар”, 1927), в дальнейшем она стала дублер¬шей и актрисой на вторые роли. Играла: Наташу (“На дне”, 1924), Машу (“Бронепоезд 14  69”, 1928), Тутти (“Три толстяка”, 1930), Катерину (“Гроза”, 1936), Долли (“Анна Каренина”, 1941), Настю (“На дне”, 1942), графиню Лидию Ивановну (“Анна Каренина”, 1942), леди Снируэлл (“Школа злословия”, 1946) и др.
Судьбе Молчановой посвящено письмо Немировича-Данченко, адресованное К. С. Станиславскому и директору театра М. П. Аркадьеву (16 марта 1936): “Я — с просьбой о Молчановой. Случай, когда чувствуется, что справедливость где-то не на поверхности, а глубоко. Она 18-19 лет выросла и росла в нашей атмосфере. Много-много ролей ее трогали нас по самому настоящему. Не могу отделаться от чего-то родного. И ничем не запятнанного! […] Когда я вдумываюсь в ее данные, думаю, что второстепенная работа для нее всегда найдется. […] А старость ее тем менее будет страшна. Она, вероятно, станет трогательной старушкой”.

О. Радищева