ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Николай Михайлович Церетелли

Портретное фойе

(1.10.1890, Москва — 6.2.1942, Киров)

Актер, режиссер.

Входил в число воспитанников МХТ, ставших (подобно Иде Рубинштейн, Алле Назимовой, Е. Т. Жихаревой, А. Г. Коонен) ведущими персонажами искусства модерна и экспрессионизма. Учился на Курсах драмы Адашева и отсюда был приглашен Рейнхардтом; играл в Мюнхене, Вене, Париже. В 1913—1916 гг. был сотрудником МХТ. Исполнял выходные роли и участвовал в народных сценах: 2‑й слуга в гостинице (“Хозяйка гостиницы”), 1‑й, 2‑й и 4‑й гость (“Каменный гость”). В очередь с Р. В. Болеславским и Е. Б. Вахтанговым исполнял роль Сахара в “Синей птице” (1915). Когда в планы МХТ входило возобновление “Гамлета” (перед сезоном 1915/16), Немирович-Данченко намечал Церетелли на роль актера, играющего королеву в “Мышеловке”. Однако Церетелли в 1916 г. дебютировал в Камерном театре в заглавной роли трагедии И. Анненского “Фамира-кифарэд”. Он был партнером Алисы Коонен, играя пророка Иоаканаана в “Саломее” Уайльда, Арлекина в “Короле-Арлекине” Лотара, Гяура в “Голубом ковре” Столицы, Мориса Саксонского в “Адриенне Лекуврер” Скриба, Ромео в “Ромео и Джульетте” Шекспира, Ипполита в “Федре” Расина, Мараскина в “Жирофле-Жирофля” Лекока, Гемона в “Антигоне” Газенклевера, Ибена в “Любви под вязами” О’Нила. Его аристократическая, несколько изнеженная красота, речь-пение, жест-танец, притягательная таинственность внутреннего мира позволяли Церетелли первенствовать среди актеров-мужчин, покуда Камерный театр сохранял свои исходные эстетические установки. В 1928 г. ушел из труппы, работал как режиссер в музыкальных театрах Москвы, в 1934—1940 гг. — в областных театрах; с 1941 г. — в Ленинградском театре Комедии. В 1942 г., смертельно истощенный, был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров.

И. Соловьёва