ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Борис Константинович Пронин

Портретное фойе

(26.11.1875, Чернигов — 1946, Ленинград)

Режиссер, театральный деятель.

Переходил с факультета на факультет сначала в Петербургском, а потом в Московском университете. Из Москвы по причастности к студенческим беспорядкам был выслан. Вернувшись, Пронин поступил в 1901 г. в Школу МХТ. Принимал участие в затее Студии на Поварской (заведовал тут хозяйственной частью и выполнял секретарские обязанности при Станиславском). Был в числе четверых за столиком в ресторане “Прага” на углу Поварской, когда после краха надежд собрались энтузиасты студии и звали пятого — Брюсова: “Необходимо поделиться тем ужасом, какой охватил наши души, когда мы ясно видим, что все кончено” (В. Э. Мейерхольд. Переписка. М. ,1976, с.58). Уехал в составе Товарищества новой драмы в Тифлис (1906). При переговорах с Комиссаржевской Мейерхольд писал: “Прошу взять для меня помощником режиссера Пронина. Был в Студии, в Художественном в режиссерском классе, там сценировал. Образован, энергичен, с инициативой” (там же, с.63). Однако Пронин довольно быстро ушел от Комиссаржевской. В 1908 г. сотрудничал с П. М. Ярцевым в попытках создать свою студию в Москве, в доме Перцова (где будет “Летучая мышь”), задумывал тут “Рождественский гимн в прозе” (по Диккенсу, задолго до опыта Первой студии). Исследователи отмечают “энтузиастический, театроманский склад темперамента” Пронина. Его колоритный облик запечатлен не только в мемуарах, но и в прозе (Б. К. Зайцев, А. Н. Толстой). Пронин один из тех выучеников МХТ, кто формировал специфическую культуру театрального клуба предвоенных и предреволюционных лет. Участвовал в создании “Лукоморья”, “Дома Интермедий” в Петербурге, с 1911 по 1919 г. вел дело в “Бродячей собаке” и “Привале комедиантов”. Пробовал продолжать свою деятельность и после революции; в канун 1925 г. открыл в Москве кафе “Странствующий энтузиаст”, в 1925 г. — “Мансарду” на Б. Молчановке. В конце 20-х гг. жил в Йошкар-Оле и в Батуме; в 30-е гг. вернулся в Ленинград, жил в том же доме, где прежде была “Бродячая собака”, служил актером в б.Александринском театре, где незадолго до кончины справил свое 70-летие.