ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный артист СССР

Василий Александрович Орлов

Портретное фойе

(28.11.1896, Скопин Рязанской губ. — 9.5.1974, Москва)

Актер, педагог.
Народный артист СССР (1960).

Образование получил в школе Третьей студии (на сцене МХАТ он играл подготовленную здесь роль Майкля Уордена из «Битвы жизни» Диккенса). С 1926 г. — в труппе МХАТ. Как все, прошел искус «массовых сцен» и эпизодов (стремянный в «Царе Федоре», странник в «Пугачевщине»). Среди его первых заметных работ Гаврило в «Горячем сердце» (1926), Анри в «Продавцах славы» (1926), Александр Гугович в «Унтиловске» (1928). Орлов был профессионалом, не стесненным рамками амплуа и жанров: в «Талантах и поклонниках» он по мере надобности играл и Нарокова, и Эраста Громилова, и Мигаева; рядом с шутовским образом Мельника из «Трех толстяков» — профессор Бородин (в этой роли Орлов дублировал трагика Леонидова в «Страхе»). Умение соединить свою артистическую индивидуальность с рисунком, созданным предшественниками, придавало особое достоинство его ролям-вводам (Трофимов, «Вишневый сад», 1930, а позднее Гаев; Иван Петрович Шуйский, «Царь Федор Иоаннович», 1935; Сатин, «На дне», 1939). В образах Актера («На дне», 1927). Якова Бардина («Враги», 1935), Горича («Горе от ума», 1938) с тонкой внятностью прозвучала лирическая тема артиста, подкрашенная тенью печального юмора, — тема неосуществленности и остроты желаний при вялости воли. В апреле 1951 г. Орлов выступил в спектакле «Дядя Ваня», который не шел после смерти Добронравова, и сумел предложить свое понимание заглавной роли: его Войницкий не имел того внутреннего размаха, той красоты редкостной натуры, какими наделял чеховского героя Добронравов, но в отчаянии обыкновенного человека, жизнь которого испортили и извратили, артист находил не меньшую щемящую глубину и пронзительность. Среди лучших ролей Орлова также Кулыгин («Три сестры», 1940), Васин («Русские люди», 1943), полковник Березкин («Золотая карета», 1957), академик Дронов («Все остается людям», 1959). Сыграл также отца Альдонсы в «Дульсинее Тобосской» (1971).

С 1929 г. преподавал в Гиттисе, работал с национальными студиями. С 1943 г. — профессор Школы-студии.

Участвовал как режиссер в постановках «Леса» (1948), «Дачников» (1953), «Золотой кареты» (1957).


И. Соловьева