ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Степан Леонидович Кузнецов

Портретное фойе

(14.1.1879, Кишинев — 18.4. 1932, Москва)

Актер.

В МХТ его пригласили в 1908 г. из киевского театра “Соловцов”. Кузнецов занимал там первое положение; рано выработав радостное мастерство и зная свое заразительное обаяние, он солировал в ролях любого амплуа, был богат на выдумку, уже начал собирать свою копилку характерных деталей. Факт его приглашения в МХТ сопоставим с другими попытками, предпринятыми тогда же. Долгое время состав труппы, исходно слившейся из двух разных групп и дополненной такими артистами “со стороны”, как Грибунин, Качалов, Леонидов, пополнялся далее только за счет учеников собственной школы. Кузнецов был приглашен именно как художник “инокровный”, и выучкой, и природой дарования, и сценическим опытом сильно рознящийся от слишком притершихся друг к другу “своих”. Попытка искать новые ноты и обновлять артистическую технику с совсем юными актерами (идея филиального отделения, возникшая в 1908, и затем воплотившаяся в опытах Первой студии) оказалась, однако, более плодотворной, чем приглашение таких уже сформировавшихся актеров, как Кузнецов, без сожалений оставивший МХТ после двух сезонов, или Илья Уралов, который играл в “Ревизоре” городничего с Кузнецовым — Хлестаковым (Уралов пришел в МХТ после театра В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже и вскоре вернулся в СПб. , поступив в Александринку). Кузнецов сыграл несколько вводов — Кот в “Синей птице”, Ферапонт в “Трех сестрах”, Фирс в “Вишневом саде”; даже роль Хлестакова, ради которой его в общем-то и звали, он сыграл не на премьере (ее играл совсем юный Аполлон Горев). В первые десятилетия МХТ практически невозможным оказывалось его сживание с актерами пусть даже близкого ему склада, но сформировавшимися в иной художественной среде. Позднее так было с И. Н. Певцовым, В. Н. Пашенной и другими.
Кузнецов, из МХТ на малый срок перейдя к Незлобину, вернулся в провинцию, где был любимейшим актером, а с 1925 г. играл в Малом театре.

Инна Соловьёва