ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка РСФСР

Татьяна Ивановна Ленникова

Портретное фойе

(4.1.1924, г.Зилаир, Башкирская АССР — 28.11.1993, Москва)

Актриса. Народная артистка РСФСР (1968).

Училась в театральной студии при Театре им. Моссовета. В МХАТ с 1950 г. (дебютировала в “Чужой тени” К. Симонова, сыграв Лену). В первых же работах обнаружила тяготение к высокому строю: так играла она и Парашу в “Горячем сердце”, и Катюшу Маслову в “Воскресении”, доставшихся ей “по наследству” от К. Н. Еланской, и Людмилу в “Поздней любви” Островского, перешедшую к ней от А. И. Степановой, и Соню в “Дяде Ване”, которую Ленникова играла вслед за Е. А. Хромовой. Желание внутренне укрупнить, высветлить свою героиню было заметно в ее Поле (“Мещане”, ввод 1954). Ей был близок приподнятый строй пьесы А. Салынского “Забытый друг”, где она играла драматическую роль Елены (1956), как был близок и патетичный образ Марии Спиридоновой в хронике М. Шатрова “Шестое июля” (1965). В 1962 г. приняла приглашение Н. П. Охлопкова и выступила в поставленной им “Медее” Еврипида. Искусство Ленниковой, с его прямотой и силой, имело много почитателей. Однако роли в советском репертуаре (Румянцева, “Все остается людям” С. Алешина, 1959; Ольга, “Точка опоры” С. Алешина, 1961; Горячева, “Тяжкое обвинение” Л. Шейнина, 1966, и др.) заставляли ее подчас утрировать эти черты дарования. Варя в новой постановке “Вишневого сада” (1958) и Маша в “Чайке” (1960) не дали актрисе того, что мог бы дать ей Чехов. Зато ей стал “к лицу” Достоевский: Ленникова сыграла в “Селе Степанчикове” полубезумную романтическую Татьяну Ивановну (1970). В дальнейшем перечне: Дарья (“Последний шанс” В. Быкова, 1975), г-жа Соколова (“Последние” М. Горького, 1976), Степанида (“Деньги для Марии” В. Распутина, 1979) и др. После раздела МХАТ Ленникова выступала на обеих сценах (бабка Феня, “По соседству мы живем” С. Лобозерова; Лида, “Московский хор” Л. Петрушевской; старушка, “Иванов”).

Инна Соловьёва