ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка РФ

Татьяна Евгеньевна Лаврова

Портретное фойе

(7.6.1938, Москва – 16.5.2007, Москва)

Актриса. Народная артистка РСФСР (1988).

Фамилия при рождении Андриканис. 

Ученица В. Я. Станицына, она окончила Школу-студию в 1959 г.; выделялась даже в этом выпуске, богатом сильными и новыми для сцены индивидуальностями (ее соученики — Е. Ю. Миллиоти, Г. И. Морачева, А. Б. Покровская, А. С. и Е. Н. Лазаревы, В. М. Невинный, А. В. Ромашин, А. Л. Филозов и др.).
Была принята в МХАТ. Лаврова была призвана воплотить тип юной женщины 60-х годов с ее жесткостью и с ее тайной беззащитностью. Естественно, что для “Чайки”, которую задумывали как попытку обновления родной сцены (1960), на роль Нины Заречной потребовалась именно эта чарующая новая актриса, с легкостью и непредвиденностью ритмов и душевных реакций, с огромными темными глазами (“безнадежные карие вишни”, — как описывал их поэт). Впрочем, “Чайка” не выполнила той миссии, которую возлагали на нее постановщики. Куда полнее раскрылся резкий лиризм и необычность внутренней техники актрисы в пору ее пребывания в “Современнике”, куда она пришла в 1961-м и где стала одной из любимейших актрис поколения (роли Гитель Моска в пьесе Гибсона “Двое на качелях”, Дороти в “Пятой колонне” Хемингуэя, Лавра в “Эшелоне” Рощина, Полина Андреевна в “Чайке”, Раневская в “Вишневом саде”).
Так же существенны для эпохи были ее работы в кинематографе начала 60-х гг. (Леля в “Девяти днях одного года” М. Ромма и др.).
В 1978 г. вновь вступила в труппу МХАТ, заняв здесь ведущее положение (Аркадина в “Чайке”, 1980; Наташа, “Наедине со всеми” Гельмана, 1981; Аглая, “Серебряная свадьба” Мишарина, 1986; Люба, “Московский хор” Петрушевской, 1988; Надежда Монахова, “Варвары” Горького, 1989; миссис Гофорт, “Молочный фургон не останавливается больше здесь” Уильямса, 1993; графиня Брюс, “За зеркалом” Греминой, 1994; Катя, “Мишин юбилей” Гельмана и Нельсона, 1994; графиня Изабелла, «Венецианский антиквар» К. Гольдони, 2000; Графиня, «Нули» П. Когоута, 2002; Паула, «Кошки-мышки» И. Эркеня, 2004). Лаврова часто строила свои роли как этюды “о свойствах страсти”. В поздних работах ее интересовали изломы психологии, творческая манера отличалась нервностью, подвижностью, средства часто были близки гротеску.

Инна Соловьёва
Пресса
75 лет со дня рождения Татьяны Лавровой, видеосюжет телеканала «Культура», 7.06.2013
Памяти Татьяны Лавровой — программа «Кумиры», Валентина Пиманова, Первый канал, 2010
Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007
«Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007
Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007
Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007
Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007
Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007
Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007
Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007
«Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007
Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007
Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007
Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998