Морис Гест

Имена

(1881, Вильно — 1942, Нью-Йорк)

Американский продюсер, организатор гастролей МХАТ в США (1923 — 1924).

Гест был привезен в США в возрасте 10 лет. Продюсерской деятельностью стал заниматься с 1903 г. в Бостоне. В 1905 г. перебрался в Нью-Йорк. В таких театрах, как Manhattan Opera House и Century Theatre, он вместе со своим партнером Рэем Комстоком специализировался в постановке пышных представлений вроде “Странника” (1917) или легких комедий наподобие “Любимчики Полли” (1923). Однако больше всего партнеры были известны как импортеры заморских талантов. Еще в 1910 г. они первыми привезли в Америку русский балет из Парижа – “Сезоны русского балета”, – чтобы обогнать Отто Кана, который готовил гастроли труппы С. Дягилева. В 1917 г. из Лондона была привезена комедия “Чу, Чин, Чау”, а в 1922 г., опять из Парижа, кабаре Н. Балиева “Летучая мышь”. Организованные ими в 1923 — 1924 гг. гастроли Московского Художественного театра в Америке принесли в первом сезоне прибыль в 225 тыс. долларов и оказались убыточными на следующий год. Они же были продюсерами последних гастролей Элеоноры Дузе (1923), спектакля “Миракль” в постановке Макса Рейнхардта (1924) и гастролей в США Музыкальной студии Художественного театра под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (1925). Несмотря на шумную рекламную кампанию и финансовую поддержку Отто Кана, “Миракль” привел Геста к краху. Не в состоянии выплатить 600 тыс. долларов по долговым обязательствам, он был вынужден объявить банкротство. После того как его партнерские отношения с Комстоком были прерваны в 1928 г., Гест выступил спонсором гастролей в США Алессандро Моисси и вместе со своим тестем, известным режиссером Дэвидом Беласко, провел в 1929 г. гастроли театра Freiburg Passion Play.
В последние 10 лет жизни на Бродвее он почти не работал, отчасти по болезни. Считается, что Гест, Беласко и Джед Харрис были прототипами образа эксцентричного продюсера в пьесе “Двадцатый век” Бена Хехта и Чарльза Макартура (1932).

Лоренс Сенелик