ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Семён Соломонович Юшкевич

Портретное фойе

(25.11.1868, Одесса — 12.2.1927, Париж)

Прозаик, драматург.

Примыкал в молодости к кругу Горького и его издательства “Знание”. Входил в число тех авторов, которые (по словам одного из них) “начали писать пьесы только под впечатлением этого исключительного театра” — Московского Художественного. Действие драм Юшкевича протекает чаще всего в черте еврейской оседлости; сгущая быт, концентрируя атмосферу, они оказываются близки и символизму, и экспрессионизму. Пьесу “В городе” (“Дина Гланк”) Юшкевич предлагал Художественному театру весной 1906 г. (в том же году ее поставили у Комиссаржевской); осенью выслал в МХТ “Короля”. Не спеша включать прочитанное в репертуар, Немирович-Данченко выражал желание знакомиться со всем, что Юшкевич пишет для сцены. В 1909 г. его увлекла построенная на животрепещущем материале драма “Miserere” (Станиславский был против нее, его отталкивала атмосфера, пронизанная духом поражения и ужаса перед жизнью). В многофигурном спектакле, решенном в тонах трагических и поэтических, участвовали в основном молодые: О. В. Гзовская, Л. М. Коренева, В. В. Барановская, А. Г. Коонен, Р. В. Болеславский, В. В. Соловьева, М. А. Жданова, Ю. Л. Ракитин и др. Работа была связана с тогдашними поисками режиссера, не только стилевыми и жанровыми, но и мировоззренческими. Созданные тут мизансцены свадьбы, когда обреченные новобрачные танцуют под мертвенным взглядом довольных старух (как и пляшущее шествие нищих из “Анатэмы”), отзовутся потом в “Гадибуке” Вахтангова, но на премьере в декабре 1910 г. прием был растерянный и неблагожелательный (как и предсказывал Станиславский). Сотрудничество с драматургом не имело продолжения, хотя в архиве театра сохранились его письма с очередными предложениями (“Город Иты” и др.). После революции Юшкевич эмигрировал.

И. Соловьева