ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Илья Александрович Сац

Портретное фойе

(18.4.1875, Чернобыль Киевской губ. — 11.10.1912, Москва)

Композитор. Учился в Московской консерватории у С. И. Танеева. Бросил занятия в 1899 г., чтобы участвовать в организованной Львом Толстым помощи голодающим на Волге. Будучи под подозрением в антиправительственной деятельности, сначала уехал за границу, а затем (как бы предупреждая высылку) — в Сибирь. По возвращении в Москву через Сулержицкого установил близкие контакты с МХТ (дирижерский класс Филармонического училища окончил в 1907, уже работая тут). Один из создателей Студии на Поварской (заведующий музыкальной частью, музыка к “Смерти Тентажиля” Метерлинка). После закрытия студии Станиславский позвал его в МХТ. Сацу принадлежит музыкальное решение спектаклей “Драма жизни” и “Жизнь Человека” (1907), “Синяя птица”(1908), “Анатэма” (1909), “Miserere” (1910), “У жизни в лапах” (1911). В “Моей жизни в искусстве” есть отдельная глава “И. А. Сац и Л. А. Сулержицкий”. “Я думаю, — пишет Станиславский, — что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве. Прежде чем начать работу, он присутствовал на всех репетициях, принимал непосредственное участие как режиссер в изучении пьесы и в разработке плана постановки. Посвященный во все тонкости общего замысла, он понимал и чувствовал не хуже нас, где, т.е. в каком именно месте пьесы, для чего, т.е. в помощь ли режиссеру, для общего настроения пьесы или в помощь актеру, которому не хватает известных элементов для передачи отдельных мест роли, или же ради выявления основной идеи пьесы нужна была его музыка. Сущность, квинтэссенцию каждой репетиционной работы композитор оформлял и фиксировал в музыкальной теме или созвучиях, которые являлись материалом для будущей музыки. Ее он писал уже в самый последний момент, когда нельзя было больше ждать. […] Его музыка была всегда необходимой и неотъемлемой частью целого спектакля”. Сац с 1906 г. и до конца дней был в штате Художественного театра. Как композитор он сотрудничал также со Старинным театром в Санкт-Петербурге (“Игра о Робене и Марион”, “Действо о Теофиле”, “Нынешние братья”, сезон 1907/08; “Чистилище святого Патрика” Кальдерона, сезон 1911/12). Работал также для Малого театра, для театра В. Ф. Комиссаржевской. Незадолго до своей ранней смерти вел переговоры с Рейнхардтом о “Макбете” и “Буре”. Страдая тяжелыми депрессиями, выразив трагизм своего жизнепонимания в музыке к “Гамлету” (постановка Крэга, 1911), Сац тянулся к пряной веселости кабаретной культуры, участвовал в ее деловых начинаниях, писал оперы-пародии (“Месть Любви”, “Восточные сладости”), работал в “Летучей мыши”, “Кривом зеркале”, изобретал номера для капустников. Его сложный облик постарались закрепить составители сборника воспоминаний “Илья Сац” (М. — Пг. ,1923).

И. Соловьёва