ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народный художник СССР

Иосиф Георгиевич Сумбаташвили

Портретное фойе

Родился в Тифлисе (г. Тбилиси, Грузия) 10(23) октября 1915.
Учился в строительном техникуме.
Окончил факультет живописи тбилисской Академии художеств.
В 1942 стал главным художником Театра оперы и балета имени Палиашвили. Был приглашен в Театр имени Марджанишвили для оформления пьесы Л. Готуа «Давид Строитель» (режиссер В. Таблиашвили). Его эскизы получили высокую оценку С. Вирсаладзе, главного художника Театра имени Руставели. В последующие 12 лет Сумбаташвили оформил целый ряд постановок на многих сценах Грузии (опера «Даиси» З. Палиашвили в Тбилисском театре оперы и балета, режиссер В. Таблиашвили; «Медея» Еврипида в Театре имени Марджанишвили, режиссер А. Чхартишвили; «Бесприданница» А. Островского там же, постановка В. Таблиашвили и др.) Наряду с интенсивной работой в театре участвовал в создании кинофильмов Кето и Котэ, Лурджа Магданы, многих мультфильмов.
В 1958 Сумбаташвили переехал в Москву для оформления спектакля по пьесе А. Арбузова «Иркутская история» в Театре имени Вахтангова.
В 1962 был назначен главным художником в Центральный театр Советской Армии. В соавторстве с режиссером этого театра Л. Хейфецом Сумбаташвили создал образы спектаклей «Смерть Иоанна Грозного» (1966), «Дядя Ваня» А. Чехова (1969), «Павел I» Д. Мережковского (1989), «Маскарад» М. Лермонтова (1992) и др. «Яков Богомолов» М. Горького в постановке Б. Эрина в 1962 подтвердил умение Сумбаташвили создавать запоминающиеся сценографические композиции, придающие еще большую силу всему спектаклю. Оформление «Смерти Иоанна Грозного», получившего золотую медаль международной выставки сценографии «Пражская квадриеннале», оказало сильное влияние на изобразительную концепцию спектаклей из русской истории. Плодотворно работал во МХАТе («Сталевары» Г. Бокарева, постановка О. Ефремова, режиссер П. Монастырский, 1973; «Волоколамское шоссе» В. Шацкова, режиссер-постановщик В. Шиловский, 1982; «Бои имели местное значение», режиссер В. Шиловский, 1985), Малом театре («Леший» А. Чехова, постановка Б. Морозова, 1990; «Царь Борис» А. К. Толстого, режиссер В. Бейлис, 1993; «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше, постановка Б. Морозова, 1994; «Пир победителей» А. Солженицына, постановка Б. Морозова, 1995; «Таланты и поклонники» А. Островского, постановка В. Бейлиса, 1995 и др.), Академическом театре оперы и балета имени Кирова (оперы «Петр I» А. Петрова, постановка Н. Касаткиной и В. Василева, 1975, и «Пушкин» А. Петрова, 1979), в Новосибирском театре оперы и балета (балет Ромео и Джульетта, 1972), в Польше, Болгарии, в Саарбрюкене, Лейпциге и др. Талант, высокая культура, проникновение единством замысла — отличительные черты творчества Сумбаташвили.
Особую роль в жизни и творчестве Сумбаташвили сыграли два театра: Театр им. Евг. Вахтангова («Женщина за зеленой дверью» Р. Ибрагимбекова, режиссер Евг.Симонов, 1973; «Антоний и Клеопатра», режиссер Евг. Симонов, 1974; «Леший» А. Чехова, режиссер Евг.Симонов, 1980; «День-деньской» А. Вейцлера и А. Мишарина, постановка Евг. Симонова, 1974; «Мистерия-буфф» В. Маяковского, режиссер Евг. Симонов, 1981 и др) и Центральный театр Российской Армии, в который он пришел во второй раз после работы в Малом театре. Назначение главным режиссером театра Б. Морозова дало новый толчок творчеству Сумбаташвили («Много шума из ничего» У. Шекспира, 1996; «На дне» М. Горького, 1998; «Отелло» У. Шекспира, 1999).
Статья об Иосифе Сумбаташвили из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет»

(10 [23].10.1915, Тифлис – 11.2.2012, Москва)

Театральный художник. Народный художник СССР. 

В 1942 г. окончил Академию художеств в Тбилиси по факультету живописи. В 1942 — 1945 гг. — главный художник Театра оперы и балета имени З. Палиашвили, в 1945—1959 гг. — главный художник Театра имени К. Марджанишвили. С 1959 г. работает в Москве (дебютировал спектаклем “Иркутская история” А. Арбузова в Театре им. Евг.Вахтангова). В 1962—1973 гг. — главный художник ЦТСА (вновь возвращается на этот пост в 1988). В 1973—1988 гг. — главный художник Театра им. Вахтангова.
В МХАТ оформил 10 спектаклей, среди них “Друзья и годы” Зорина (1963), “Я вижу солнце” Думбадзе (1964), “Жизнь Галилея” Брехта (1975), “Дачники” Горького (1977).
В “Сталеварах” Г. Бокарева (1972 , постановка О. Ефремова) Сумбаташвили проявил присущее ему чувство сценического пространства, мастерство и остроумие фактурной разработки, жизненную наблюдательность. Недостатки драматургии художник перекрывал эффектной демонстрацией производственных процессов (на грани постановочных трюков). В цехе металлургического завода из-за заслонок засверкал раскаленный металл, печи загружались на глазах у зрителей, свет и звук имитировали плавку, на сцене работал натуральный автокар, брезентовые робы сталеваров смотрелись монументально. Сумбаташвили впервые полностью открыл мхатовскую сцену, отказался от задников и кулис, обнажив суровый и подлинный фон потемневшего кирпича арьерсцены. “Металлический отблеск” имели все картины спектакля, ибо комнаты рабочего общежития, лестничная площадка с работающим лифтом, пивной ларек — все было сработано из жести, слегка прописанной художником.

А. Михайлова