ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Заслуженный деятель искусств РФ

Павел Александрович Марков

Портретное фойе

(10.3.1897, Тула — 5.4.1980, Москва)

Театровед, критик и режиссер.
3аслуженный деятель искусств РСФСР (1944).

Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1922 г., одновременно (с 1918) работая ученым секретарем научно-художественной комиссии и историко-театрального сектора ТЕО Наркомпроса, а затем — в отделе академических театров. С 1922 г. — ученый секретарь и председатель группы современного театра ГАХН. С 1919 г. начал печататься по вопросам театра, наиболее тесно сотрудничая с журналами «Культура театра» и «Театр и музыка». В 1924 г. вышла его книга «Новейшие театральные течения», до сих пор остающаяся образцово точным исследованием сути исканий Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова.

В 1925 г. после его критического газетного отзыва о возобновлении «Горя от ума» в МХАТ и переговоров с Немировичем-Данченко был приглашен на работу в Художественный театр и по 1948 г. официально заведовал его литературной частью. Эта сторона его деятельности отражена в «Книге завлита», изданной в 1976 г. Полный рассказ о трудах Маркова в МХАТ неизбежно слился бы с историей МХАТ: появление нового «Автора театра»- М. А. Булгакова, возобновление отношений с Максимом Горьким, формирование Вс. Иванова, Л. Леонова, В. Катаева как драматургов, театральные судьбы Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина, эволюция А. Афиногенова, контакты с В. Маяковским и Н. Погодиным — все это шло «от Маркова», «через Маркова», «при Маркове», если вообще не было задумано и сделано от начала до конца им. Марков включился также в решение одной из сложнейших задач: предстояло создание новой (взамен разрушенной и распыленной в ходе революции) среды театра, его атмосферы, воздуха, ауры. В этом отношении дом Маркова в Хомутовском тупике близ Красных ворот, где старая дворянская семья жила с 1912 г., с его благородством и простотой, легко открывавшийся и для богемы, и для интеллектуальной элиты, — сыграл особую роль, став одним из самых любимых театральных домов столицы.

Подобно Немировичу-Данченко, Марков был наделен даром приятия общей исторической ситуации, как и даром в ее пределах находить наиболее порядочную и наиболее искреннюю собственную позицию человека искусства. У него не было муки «двойной жизни», «двойного счета». Строитель нового Художественного театра, Марков был и лучшим — объективнейшим и умнейшим — аналитиком процесса, в который был органически включен. Его перу принадлежат исследования-портреты почти всех мастеров первого и второго поколения МХАТ. Участие в формировании нового репертуара и практически новой группы МХАТ не мешало ему с завидной объективностью рецензировать спектакли иных театров и портретировать их актеров. Он находил краткие словесные определения образной сути театральных представлений, безошибочно угадывал их место и в биографии художников, и в общем театральном процессе. Авторитет Маркова-критика сохранялся на протяжении всей его шестидесятилетней журналистской и научной карьеры. Попытки Маркова внутри театра противодействовать отрицательной динамике его развития в конце 40-х гг. закончились его уходом.

В 1951-1955 гг. был режиссером и председателем Литературного совета Малого театра (спектакли «Северные зори». «Проданная колыбельная», «Порт-Ар-тур»).

Вернувшись в Художественный театр в 1955-м, стремился направить сто к идейно-творческим задачам, остававшимся нерешенными с середины 40-х гг. (обращение к Шиллеру — «Мария Стюарт», к Леониду Леонову — «Золотая карета», к Достоевскому — «Братья Карамазовы»: в двух последних спектаклях был сопостановщиком). Делал попытки вернуть в МХАТ утраченную методику режиссуры Немировича-Данченко. Однако внутренние распри вскоре вынудили его уйти вторично (1959) и отдаться педагогической и литературной работе.

На театроведческом факультете ГИТИСа он преподавал с 1939 г. Его учениками признают себя ведущие критики нескольких поколений. Прижизненно вышло четырехтомное собрание его работ («О театре». Т. 1-4. М. , 1974-1977), включающее и россыпь еженедельных газетных рецензий, и исторические штудии. Отдельно стоят работы, посвященные Музыкальному театру им. Немировича-Данченко, где Марков с 1933 г. заведовал художественной частью (в 1944-1949 был худруком, поставил несколько оперных спектаклей). Под редакцией Маркова в 1961-1967 гг. издана пятитомная Театральная энциклопедия. 


И. Соловьёва