ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
Народная артистка РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР

Мария Осиповна Кнебель

Портретное фойе

(6 мая 1898, Москва — 4 июня 1985, Москва)

Актриса, режиссер, педагог, теоретик театра.
Народная артистка РСФСР (1958).

Дочь издателя-культуртрегера, в доме которого бывал Лев Толстой, виднейшие русские художники. М. А. Чехов позвал девушку, случайно попавшую на его занятия, к себе в студию (1918); его сильнейшее влияние Кнебель ощущала всю жизнь. После того как Чеховская студия разбрелась, Кнебель поступила в школу Второй студии (Сумасшедшая барыня в «Грозе», выдуманная актрисой роль карлика-слуги Франца Моора в «Разбойниках»). Не только внешние данные, но и внутренние творческие интересы, как и уроки ее первого учителя, определяли судьбу актрисы острохарактерной, парадоксально психологичной.

В труппе МХАТ с 1924 по 1950 г.; как все, прошла искус участия в «Синей птице» (Неродившаяся душа, несущая ящик с преступлением; Насморк; соседка Берленго). С наибольшим успехом играла Диккенса (миссис Снитчей, «Битва жизни», 1925; миссис Уордль, «Пиквикский клуб», 1934), Достоевского (Карпухина, «Дядюшкин сон», 1929), Чехова (Шарлотта, «Вишневый сад», 1934). Она была мастером краткого пребывания на сцене: обывательница с палантином в «Блокаде» (1929), горбатая старушка в «Воскресении» (1930), помощник кинооператора в «Рекламе» (1930) и др.

Режиссерскую карьеру начала в Студии им. Ермоловой в 1935 г.; после преобразования студии в театр работала здесь с Н. П. Хмелевым: «Дети солнца» Горького, «Как вам это понравится» Шекспира. Принимала участие в постановке спектаклей МХАТ «Кремлевские куранты» Погодина (1942, возобновление — 1956) и «Русские люди» К. Симонова (1943). Вместе с А. Д. Поповым Кнебель режиссировала спектакль «Трудные годы» с Хмелевым в роли Ивана Грозного, который обещал стать знаменательным пунктом в истории МХАТ. Внезапная смерть Хмелева на генеральной репетиции изменила и судьбу МХАТ, и судьбу Кнебель.

В 1950 г. в итоге внутренней распри Кнебель — как ученица Немировича-Данченко и соратница Хмелева — была вынуждена расстаться с родным театром и перешла в ЦДТ (в 1955 г. стала там главным режиссером). Она принесла с собой не только высокую культуру работы с актером, органическое соединение правдивости и фантазии (этими свойствами равно были отмечены ее постановки бытовых пьес и ее спектакли-сказки, например, «Конек-горбунок», 1952). Еще ценнее оказалась ее унаследованная от Немировича-Данченко воля к строительству театра — общего дома, места, где можно творить. В этом отношении она нашла понимание и поддержку у тогдашнего директора ЦДТ К. Я. Шах-Азизова. ЦДТ с начала 50-х гг. стал питомником тех, кто вскоре обновит русскую сцену (А. В. Эфрос, О. Н. Ефремов и др.). Среди ее собственных выдающихся постановок — «Иванов» Чехова в Театре им. Пушкина (1955), «Вишневый сад» в ЦТСА (1965), «Таланты и поклонники» в Театре им. Маяковского (1969).

Для развития русской режиссуры и для сохранения живых основ системы Станиславского большую роль сыграла деятельность Кнебель как педагога (она с 1948-го преподавала на режиссерском факультете ГИТИСа).

Ей принадлежат работы о словесном действии, о действенном анализе. В 1966 г. вышла ее книга «Школа режиссуры Немировича-Данченко», Перу Кнебель принадлежат также чрезвычайно содержательные мемуары «Вся жизнь» и книга «Поэзия педагогики».

Благодаря ее усилиям в СССР начали публиковаться труды Михаила Чехова.

И. Соловьева